Древний Египет: Правда и Вымысел

Древний Египет: Правда и Вымысел

Древний Египет: Правда и Вымысел

Всем нам знаком Древний Египет благодаря иероглифам, пирамидам и загадочным богам, а также известным нам историям о проклятии мумий. Однако стоит отметить, что некоторые «факты», которые мы часто слышим об этом государстве, на самом деле не соответствуют действительности. В статье «Древний Египет: правда и вымысел» мы разберём с вами пять самых распространённых заблуждений об этой древней культуре.

Древний Египет пользуется большой популярностью и нашёл своё отражение во многих других культурах мира, благодаря фильмам, выставкам, моде и многому другому. Письменность, погребальные обычаи, религия и искусство узнаваемы мгновенно, но мы часто реагируем на идеализированный или общий образ Древнего Египта. Иероглифы, мумификация и поклонения животным практиковались не так часто, как кажется, а что касается проклятий… они были совсем не такими, какими мы их считаем. Пора разобрать 5 самых популярных заблуждений о Древнем Египте.

Древний Египет: правда и вымысел. Проклятие гробницы Тутанхамона

Проклятие гробницы Тутанхамона

Найденная в 1922 году гробница Тутанхамона стала практически первой нетронутой древнеегипетской царской гробницей, которую удалось обнаружить. Гробница разыскивалась уже давно, она была полна удивительных предметов, наполненных мистическим и первозданным смыслом. История невероятно захватила воображение публики, и газеты того времени воспользовались этим интересом, написав и распространив историю о проклятии.

«Смерть придет быстро на крыльях ночи для тех, кто нарушит святость гробницы и фараона. Великое зло обрушится на виновных и преследуют их всякий день. Никакая защита или убежище не спасет от ярости фараона. Смерть будет следовать за ними, и их семьями, и их семенем.» Именно такая надпись присутствовала над входом в гробницу Тутанхамона, как уверяли многие печатные издания. Но на самом деле нигде этой надписи никогда не было. Проклятие Тутанхамона проистекало из борьбы СМИ за читательскую аудиторию. Всё дело в том, что все исключительные права на репортажи об этих исторических раскопках были отданы изданию The Times, поэтому другие газеты, чтобы отхватить хоть часть популярности, были вынуждены публиковать спекулятивные истории, включая слухи о проклятии фараона. Это сильно влияло на послевикторианское общество, возросший интерес к спиритизму, популярность готической литературы, а также особую тягу к Древнему Египту и сувенирам для путешественников, которые часто включали мумифицированные останки или другие предметы из гробниц.

Читатели были в восторге от мистической истории о проклятии. Во вскрытии гробницы участвовало достаточно много человек, многие из которых были немолоды и имели ряд хронических заболеваний. После вскрытия гробницы некоторые участвующие в мероприятии болели или умирали, газеты это с удовольствием приписывали жуткому проклятию Тутанхамона. Наиболее заметной стала смерть британского лорда Карнарвона, который финансировал данные раскопки. Причиной смерти стала грибковая инфекция, но СМИ не могли удержаться от того, чтобы не добавить истории о проклятии.

Более поздние исследователи полностью развенчали идею о том, что присутствующие при вскрытии гробницы встретили безвременную кончину. В исследовании участвовало 44 человека, 25 из которых потенциально подвергались воздействию так называемого проклятия. Оказалось, что у 25 человек, подвергшихся воздействию «проклятия», средний возраст смерти составлял 70 лет по сравнению с 75 годами у тех, кто не подвергался воздействию «проклятия». Лишь небольшая горстка людей, присутствующих при открытии гробницы, умерла в течение следующего десятилетия. Например, Говард Картер, который возглавлял команду по раскопкам и открытию гробницы, умер в 1939 году в возрасте 64 лет. Тем не менее, наша страсть к мистическим историям и постоянное влечение к Древнему Египту не растеряли своей силы, поэтому так называемое «проклятие» по-прежнему остается живым.

Древний Египет: правда и вымысел. Мумификация тела

Мумификация тела

Если спросить кого-то о Древнем Египте, то, скорее всего, первое, о чём он подумает и скажет, — это древнеегипетские мумии. Все мы их тысячи раз видели в мультфильмах и фильмах, и у всех мумии ассоциируются исключительно с Египтом. Мумификация тела в те давние времена была сложным процессом, совершенствовавшимся с течением времени. Качественное бальзамирование могли себе позволить только знать. Индустрия бальзамирования предлагала несколько стандартов, предусматривающих использование лучших материалов и техник для лиц с высоким статусом.

Не смотря на то, что практики мумифицирования варьировались в разные времена, обычно создание мумии состояла из нескольких этапов: омовение и подготовка тела путём удаления мозга, извлечение и консервирование некоторых внутренних органов (сердце обычно оставляли в теле); период обезвоживания в природной минеральной соли в течение семидесяти дней; нанесение на кожу специальных мазей и смол; обёртывание льном, часто с амулетами, для защиты покойного; затем окончательное нанесение смол перед помещением в гроб.

Ритуал мумификации трупа был священным, и у нас мало прямых свидетельств от самих древних египтян, поскольку они не оставили каких-либо текстов об этом процессе, поэтому можем полагаться только на тексты греческого историка Геродота, датируемые 5 веком до нашей эры. Элитные клиенты могли рассчитывать на свою загробную жизнь с полным обеспечением, но, если человек не был привилегированным, что он мог ожидать от своих похорон?

Ему был доступен более просто процесс мумификации, который состоял из обезвоживания и обёртывания тела менее качественными маслами и смолами; минимальной внутренней чистки и извлечения внутренних органов. Это означало, что тела, обработанные таким образом, были более подвержены гниению. Бедным людям приходилось довольствоваться элементарной внутренней чисткой и обезвоживанием, и были найдены древние кладбища, в которых людей хоронили просто в песке. По иронии судьбы, это один из самых эффективных способов сохранения тела, поскольку песок и тепло вытягивают влагу из тела, и способствуют его мумифицированию.

Мумификация — это процесс достаточно непредсказуемый. На него влияют множество переменных, например, промежуток времени между смертью и началом процесса консервации тела, мастерство бальзамировщика и качество используемых материалов, — всё это сильно влияет на конечный результат работы. К тому же существуют современные проблемы, например, контроль в музеях за состоянием окружающей среды.

Некоторые мумифицированные тела Древнего Египта прекрасно сохранились, пройдя к нам через десятки веков, с другими же дела обстояли не так хорошо. Останки некоторых фараонов являются вершиной этого искусства, плодом многовековых экспериментов, таких как Сети I и его сын Рамзес II. Они безмятежно покоятся рядом с другими членами королевской семьи в каирском «Национальном музее египетской цивилизации», и посетители могут воочию увидеть древние сохранившиеся лица некоторых из самых известных имён в истории. Но такие прекрасно сохранившиеся тела всё-таки являются исключением, а не правилом.

Древний Египет: правда и вымысел. Древнеегипетские иероглифы

Древнеегипетские иероглифы

Иероглифическое письмо, как и мумификация, было доступно лишь немногим привилегированным. Это может показаться удивительным, потому что письменность присутствует повсюду — на папирусах, в гробницах, на памятниках и стенах, — но в реальности лишь немногие древние египтяне умели читать и писать. Точную цифру образованных древних египтян подсчитать сложно, но учёные в целом считают, что уровень грамотности составлял всего 3-5%, а некоторые считают этот процент ещё ниже. Если человек не умел читать и писать, ему могли нанять специального человека, который мог это делать за него, естественно, за определённую плату.

Письменность была необходимым изобретением, позволяющим культурам с растущим уровнем социальной иерархии, технологическим прогрессом и групповой идентичностью управлять записями. В Древнем Египте слова были священными и магическими — это была речь богов, дарованная божеством-создателем Птахом. Древние греки признавали это, и именно от них мы получили слово «иероглиф», что можно перевести как «священная резьба». Самые ранние свидетельства письменности в Древнем Египте насчитывают около пяти тысяч лет и связаны с возникновением государства. Палетка Нармера — специальная пластина, использующаяся для растирания красок, созданная в 3 100 году до нашей эры, показывает, что даже на этой ранней стадии представление о царе и связанных с ним идеях, таких как доминирование и власть, чётко сформировано в изображениях, дополненных иероглифическими знаками, нарисованными на ней.

Древнеегипетские иероглифы. Палетка Нармера

Палетка Нармера

Образование в Древнем Египте было не для всех, поэтому мало кто учился писать и читать. Такие профессии, как писец, как правило, передавались от отца к сыну, а те, кто был грамотен, в основном принадлежали к элите таких профессий, как придворный, казначей и священник. Поскольку письменность является инструментом бюрократии, это означало, что доступ к знаниям и контроль над ведением записей были очень ограничены. Даже художники, работавшие над прекрасными иероглифическими надписями, не все при этом умели читать и писать, они просто копировали другие надписи или получали инструкции от грамотного мастера. Связь между искусством и текстом в Древнем Египте была очень тесной, часто комбинируясь, они создавали ещё более сильное послание, и мы можем видеть это в красоте форм, которой является иероглифическое письмо.

Официальные иероглифы были зарезервированы для надписей в храмах и прочих местах, в то время как более скорописный шрифт использовался для повседневного письма. Папирус был дорогим материалом, поэтому чаще использовались черепки керамики, дерево или любая другая поверхность. Многие надписи, которые мы видим, не предназначались для того, чтобы их видели. Храмы были тёмными, уединёнными местами, и в некоторых местах только боги могли видеть слова, специально написанные для них; священный акт написания был так же важен, как и сами слова. У гробниц была доступная для людей зона, часовня, куда могли приходить и оставлять подношения и прочее. Но в погребальную камеру со всеми её текстами на гробу, погребальными папирусами на стенах никто не должен был входить после того, как она была запечатана.

Древний Египет: правда и вымысел. Поклонение животным

Поклонение животным. Древние Египтяне и культ животных

 

Издавна считается, что древние египтяне поклонялись животным, но было ли это на самом деле? В каком-то смысле, да, но за этим стояло нечто большее. Люди поклонялись не самим животным, а скорее почитали их связь с богами. Было несколько исключений, например, был бык Апис, считавшийся сущностью бога-создателя Птах. Культовый центр Птаха находился в древнеегипетском городе Мемфисе, с улицей, соединяющей его с религиозным сооружением, известным как Серапиум, где были похоронены быки.

Бык Апис был специфическим животным, и его выбирали по специальным отметинам. Чтобы его можно было идентифицировать как божественное существо, у него должны были присутствовать на теле определённые черты — белая полоска на лбу, двойная шерсть на хвосте, отметины стервятника на спине и отметина скарабея под языком. Когда подтверждалось, что это подходящее животное, его относили в храм и устанавливали, как культовую фигуру, посредника между людьми и богами. Мать быка также устанавливали в храме и относились к ней с почтением. Одновременно существовал только один бык Апис, и когда он умер, его мумифицировали и похоронили с большой церемонией в Серапеуме, в массивном саркофаге со всеми почестями и стелой, отмечающей его нестандартную жизнь. Корова, от которой родился Апис, также почиталась как мать священного быка.

Быки были одними из животных, образы которых с древнейших времён ассоциировались с правителем из-за их силы и плодовитости. Среди других царственных животных были лев, сокол и змея. Эти животные стали ассоциироваться с разными богами и привели к развитию обширной индустрии мумификации, масштабы которой затмевали человеческие. Некоторым богам приносилось больше жертвоприношений, чем другим, например, таким как Баст, Анубис и Тот. Как боги семьи, смерти и знания соответственно, они имели сильное присутствие в древнеегипетской религии, и их культовые центры стали местами большого паломничества. Большинство людей оставляли приношения к обету, обычно мумию животного, наиболее тесно связанного с ними — в данном случае кошки, собаки и ибиса. В этих религиозных местах скапливались буквально миллионы мумифицированных животных и птиц, поскольку культы существовали на протяжении многих веков.

Как показали исследования, не все мумии, которые приносились в жертвы богам, были полными, многие из них были «поддельными», состоявшими из частей животного или схожими внешне. Есть свидетельства о том, что некоторые нечестные священники были вовлечены в аферу с поддельными мумиями, однако это в основном не было попыткой обмануть паломников; скорее это свидетельствовало о соотношении спроса и предложения. Непрактичность разведения или ловли некоторых животных, таких как хищные птицы, и идея того, что часть может представлять целое, означали, что здесь скорее речь шла о символическом жесте и намерении. Древнеегипетские храмы активно поддерживали программу разведения, которая служила для удовлетворения потребностей в мумификации животных. Египтяне непосредственно жили бок о бок со своими домашними животными, и есть доказательства их искренней привязанности к определённым животным.

Особый случай — история принца Тутмоса, который предоставил каменный саркофаг для своей любимой кошки по имени Тамиут. Он дополнил саркофаг погребальными надписями и изображениями подношений. Не всегда легко определить, какое именно значение придавалось животным в жизни или смерти, но отношение древних египтян к ним превосходило простое разделение на священных и обыденных, проникая в самые глубины их собственных обрядов и практик.

Древний Египет: правда и вымысел. Странности фараона Эхнатона преувеличены?

Странности фараона Эхнатона. Фараон Эхнатон

Фараона Эхнатона, десятого правителя 18-й династии, называли неудачником, безумцем и причиной, возможно, самого проблемного периода в истории Древнего Египта — периода Амарны. Действительно ли он так сильно отличался от других правителей Египта? Эхнатон начал своё правление как Аменхотеп IV, но на пятом году пребывания у власти сменил имя, что ознаменовало официальное изменение его идеологии. Он перенёс столицу государства из Фив в ранее неиспользуемое место — современную Телль-эль-Амарну, — от которого и было взято название того периода. Древний город Ахетатон не был связан ни с какими другими богами или правителями, и его продуваемые ветрами равнины были идеальным местом для начала формирования правления Эхнатона.

Атоном в Древнем Египте назывался солнечный диск, и он являлся центром поклонения и символом божественной силы и света. Многие считают, что после реформ Эхнатона, все другие боги были запрещены и их культ был уничтожен, но это не совсем правильно. Он не запрещал своих подданных поклоняться другим богам, но их статус был понижен, а многие культы были объединены в монолатрию. Многие божества по-прежнему получали жертвоприношения и поклонение от людей, но их связывали с солнечным божеством Атоном, что соответствовало новому религиозному порядку, введённому Эхнатоном.

Эхнатон активно боролся против культа бога Амона, поддерживая кампанию враждебности по отношению к этому божеству. Он зашёл так далеко, что приказал исключить имя Амона из всех возможных источников. Однако стоит отметить, что Амон, как главный бог старой столицы Фивы, скорее всего стал мишенью для Эхнатона не только по религиозным, но и по политическим причинам. Культ Амона был очень могущественным, а верховные жрецы контролировали многие сферы государственного управления и бюрократию, и это был один из способов уменьшить их влияние. Переезд из Фив и изменение Эхнатоном способов поклонения также ослабили их хватку, поскольку единственным, кому было разрешено совершать подношения и обряды был сам правитель.

Учёные обвиняли фараона Эхнатона в том, что он был достаточно отстранённым правителем, не интересующимся политической сферой, что потратил своё время и ресурсы на новое божество — культ Атона, в Ахетатоне. Стоит отметить, Атон был известен ещё во времена правления Аменхотепа III, отца Эхнатона, но культ этого божества достиг своего пика именно в период правления Эхнатона в Амарне. Раскопки в городе показали, что в этом масштабном строительном проекте было использовано огромное количество материалов, пищи для жертвоприношений и рабочей силы, а большая часть работ была сосредоточена на дворце правителя и храмах Атона. Анализ останков с кладбища показал, что жители много работали и сильно недоедали. Возможно, у Амарны просто не было возможности превратиться в прекрасный город, каким он должен был стать, поскольку это было недолгое предприятие, но факт неоднозначной жизни здешних жителей дополнил картину Эхнатона как правителя, пренебрегающего своим народом.

Странности фараона. Древний Египет: правда и вымысел

Одна из частых дискуссий об Эхнатоне касается его внешности и тому, что она могла означать. Выдвигались теории о генетических заболеваниях или болезнях, но позже все они были опровергнуты. Одним из главных камней преткновения является природа египетского искусства, которое передаёт идеи и концепты, а не реальность, поэтому мы не можем использовать это для определения того, как мог выглядеть Эхнатон. Его андрогинная внешность с широкими бёдрами, грудью и полными губами расходится с классическими изображениями древнеегипетских правителей, но некоторые их этих черт уже были замечены и иконографии его отца. Будучи солнечным диском, Атон не является ни мужчиной, ни женщиной, и неосязаемость его существа отражена в образе Эхнатона.

Тело в гробнице под номером KV55, которое находится в Долине Царей, по общему мнению, является останками фараона Эхнатона или его очень близкого родственника. Однако гроб был повреждён в области лица и там, где должно было быть имя, что наводит на мысль о враждебности со стороны определённых кругов. Возможно, он пошёл вразрез с представлениями некоторых народов о том, что представляет собой порядок, но он всё равно был похоронен как почтенный царь, даже если это было не в Ахетатоне, как он хотел.

Эхнатон поддерживал связь с внешними силами и вассальными государствами, как видно по письмам из Амарны. Это архив документов, найденных в центральном городе в конце 19 века, состоящий примерно из 350 копий букв, начертанных клинописью на глиняных табличках. В письмах упоминаются Эхнатон, его отец Аменхотеп III и мать Тия, что свидетельствует об их активном участии в международной политике. Эхнатон продолжил эту линию, а также придал своей жене Нефертити равный с ним статус.

Смерть Эхнатона привела к разрушению его города. Его сын Тутанхамон восстановил старых богов, и Фивы вновь стал столицей. К сожалению, история правления Тутанхамона и его непосредственных преемников, Эя и Хоремхеба, все еще покрыта тенью значительной личности Эхнатона, а также их собственных связей. Короли Амарны были исключены из записей, а имя и изображение Эхнатона были искажены, что в конечном итоге привело к тому, что некоторые считают его противоречивой фигурой прошлого и настоящего.