Истории Великих Кораблекрушений
Всего несколько столетий назад люди активно использовали океаны и моря для путешествий по всему миру. В наши дни пассажирские суда, совершающие крупные рейсы, оснащены современными удобствами, такими как магазины, рестораны, бары и аквапарки. Современные морские путешествия проходят намного безопаснее и быстрее, чем в прошлом, когда морякам приходилось проводить много месяцев на воде, рискуя погибнуть от болезни, шторма или напороться на айсберг. В этой статье мы рассмотрим истории великих кораблекрушений, начиная от всех известного пассажирского лайнера «Титаник» и заканчивая немецким линкором «Бисмарк».
Кораблекрушение — это большая потеря материальных ценностей и человеческих жизней. По оценкам ООН, сегодня на дне океана лежит по меньшей мере 3 миллиона обломков различных судов. Только в районе Великих озёр, что находятся в Северной Америке, произошло не менее 5000 кораблекрушений, унёсших жизни более 30 000 моряков. Некоторые морские происшествия прошлого, описаны в популярных фильмах, стихах и драмах, они изображают душераздирающие истории о потерянных кораблях, их скорбящих экипажах и пассажирах, потерявших надежду на спасение. В конце концов, кораблекрушения — это важные открытия, которые рассказывают нам истории прошлого и дающие большее понимание о прошлом. Для будущих поколений кораблекрушения открывают окно в историю конфликтов, выживания и судеб людей. Они являются свидетельством торговых и культурных отношений наших предков.
Истории Великих Кораблекрушений. Галеон Нуэстра Сеньора де Аточа
В 1622 году галеон Аточа, перевозивший большой груз сокровищ, попал в неожиданный шторм и затонул вблизи побережья Флориды. Это был корабль испанского Королевского флота, который выполнял регулярные рейсы из Испании в многочисленные южноамериканские колонии. Галеон перевёз припасы для колонистов, получил оплату в виде золота и серебра и должен был возвращаться на родину. Из всего флота большую часть грузов перевозил «Аточа», поэтому на его борту размещались солдаты для защиты товара от пиратов, а само судно, на случай непредвиденной ситуации, было оснащено двадцатью готовыми к бою орудиями.
В середине июля должен был начаться сезон штормов и ураганов, поэтому галеон Аточа намеревался покинуть колонии до того, как погода неумолимо испортится. Однако груза оказалось намного больше, чем ожидалось, к тому же погрузка сокровищ в Колумбии заняла так много времени, что судно отправилось на родину только к концу июля. А после вынужденной остановки в Гаване, Аточа отправился в Испанию только в начале сентября.
Начав свой рейс в идеальную погоду, корабль Аточа совершил своё медленное путешествие к архипелагу Флорида-Кис. К ночи ветер сильно усилился и море стало неспокойным, а к рассвету судно попало в жестокий шторм, который оборвал паруса, разрушил мачты и такелаж. Теперь уже совсем беззащитный галеон Аточа беспомощно барахтался в тёмной океанской синеве, пока огромная волна не швырнула его на коралловый риф. Разбитый корабль быстро погрузился в воду и опустился на дно вместе с множеством сокровищ. Из команды Аточа, которая состояла из 260 человек, уцелело лишь пятеро. Испанские власти предприняли немедленные попытки вернуть сокровища Аточа, которые опустились на глубину 16 метров, но поскольку подводное плавание не было изобретено до 20 века, вернуть удалось лишь небольшую часть золота. А через несколько дней новый шторм сместил останки корабля и его местоположение было потеряно.
На этом история корабля Нуэстра Сеньора де Аточа не заканчивается, так как в 1985 году, после долгих 16-летних поисков, спасателю Мелу Фишеру наконец-то удалось обнаружить знаменитый галеон Аточа и его сокровища на глубине 17-ти метров. Ему вместе с командой удалось обнаружить 1000 серебряных 40-килограммовых слитков, более 150 тысяч серебряных монет, серебряные ложки, бронзовые пушки Аточа, более 3000 изумрудов, различные артефакты и прочие ценности. Были подняты сокровища на сумму более 450 миллионов долларов, и по некоторым оценкам, приблизительно такое же количество драгоценностей всё ещё лежит на морском дне.
Истории Великих Кораблекрушений. Пароход Брат Джонатан
Грузовой пароход «Брат Джонатан» ходил по маршруту из Северной Калифорнии на северо-запад и в Канаду. Это судно принадлежало «Калифорнийской пароходной компании». В 1865 году капитаном парохода был человек по имени Сэмюэль ДеВольф, и когда судно заходило в гавань Сан-Франциско на погрузку товаров, ДеВольф обратил внимание, что «Брат Джонатан» слишком низко сидит в воде, а те 190 пассажиров, которые должны были отправиться в рейс, ещё даже не поднялись на борт. Капитан не мог допустить, чтобы судно в таком состоянии отправилось в путь, поэтому немедленно сообщил представителю владельца, что погрузку груза нужно остановить, иначе корабль просто не сможет плыть и сядет на мель. Агент, пообщавшись с владельцем сообщил ДеВольфу, что он должен выполнять свои обязанности, либо его тотчас заменит другой капитан. Рабочие дока загрузили тяжёлую дробилку руды весом в несколько тонн прямо на ту часть корпуса, которая совсем недавно была отремонтирована после аварии.
Следующая картина для капитана была вполне ожидаема: при попытки выйти в море, ДеВольф вместе со своей командой обнаружили, что пароход «Брат Джонатан» практически застрял в иле. Экипажу пришлось ждать прилива и помощи буксира, чтобы начать движение по заданному маршруту. Уже на следующий день путешествия начался сильный шторм, и корабль стал испытывать множество проблем. Капитан принял решение немедленно отправиться в безопасную гавань и переждать там непогоду.
Помощник пошёл подготавливать якоря, когда увидел скалу прямо над поверхностью воды. Всё произошло настолько быстро, что помощник не успел сообщить об опасности и через несколько секунд волна подняла корабль и обрушила его на 76-метровую скалу, которая после этого была названа — Джонатан Рок. Она пробила корпус корабля, а ветер продолжал неистово кидать судно из стороны в сторону. Нижняя часть корабля развалилась на части, а дробилка руды пробила именно то слабое место, которое совсем недавно было отремонтировано. ДеВольф отдал приказ немедленно покинуть «Брат Джонатан».
Бушующий шторм сделал эвакуацию людей невозможной, поскольку спасательные лодки не могли отправиться на поиск потерпевших кораблекрушение из-за непогоды. Корабль затонул у северного побережья Калифорнии, унеся с собой жизни 225 человек. В этой катастрофе спасли свои жизни только 19 человек. Также на дно отправились ящики с золотыми монетами, золотые слитки и прочие драгоценности на сумму более 50 миллионов долларов. Уже через несколько недель, были предприняты попытки поднять сокровища, но не смотря на многочисленные усилия, никому в течение 125 лет так и не посчастливилось найти драгоценный груз парохода «Брат Джонатан». В мирное время основными причинами кораблекрушений можно назвать комбинацию из невезения, халатности и плохого планирования, как это и произошло с «Братом Джонатаном».
Истории Великих Кораблекрушений. Пароход Султана
«Султана» — это американский пассажирский деревянный пароход, который плавал по реке Миссисипи в середине девятнадцатого века и был одним из самых больших судов того времени в стране. Большинство людей никогда о нём не слышали, хотя его крушение — это одно из худших происшествий в истории Америки. В 1865 году, когда только что закончилась Гражданская война, «Султана» перевозил тысячи военнопленных на Север после освобождения из плена. Корабль мог перевозить до 1500 человек, которых можно было расположить в уютных каютах, ведь его грузоподъёмность составляла более 1700 тонн.
После войны государство оплачивала перевозку каждого солдата, переправляемого домой, потому перевозки были крайне выгодны. «Султана» был одобрен для перевозки 376 пассажиров. Однако, когда в апреле 1865 года судно отчалило от Нового Орлеана по направлению в Цинциннати, на его борту находилось около 2500 пассажиров, большинство из которых были бывшими военнопленными, слабыми, больными и ранеными. У корабля имелись некие проблемные моменты, а именно паровые котлы, которые нуждались в постоянной чистке от грязи, к тому же они давали течь, но обычно быстро ремонтировались. Во время этого путешествия на корабле пришлось несколько раз ремонтировать котлы, прежде чем судно смогло пришвартоваться в Мемфисе для остановки. Сразу после полуночи 27 апреля, пароход «Султана» продолжил своё путешествие.
Корабль двигался против сильного течения, был изрядно перегружен и почти не продвигался вперёд. Паровые котлы не выдержали мощной нагрузки: около двух часов ночи они взорвались, разломив корабль на две части. Сила взрыва была настолько мощной, что большое количество пассажиров были убиты мгновенно, а другие были отброшены взрывной волной в холодную воду. Начался сильный пожар, и корабль буквально превратился в огненный шар, у выживших началась паника, люди безрезультатно метались по скользкой палубе в поисках спасательных шлюпок, но их попросту не было. Пассажирам не осталось ничего другого, как прыгать в воду с надеждой спасти свою жизнь.
Многие солдаты не умели плавать, либо были ранены, а те, кто мог, были крайне ослаблены испытаниями во время войны, потому не могли активно сопротивляться водной стихии. В этой морской катастрофе погибли 1653 человека, выжившими после кораблекрушения оказались лишь 741 пассажир, а от последствий в ближайшие несколько недель умерли ещё 70 человек. Таким образом количество погибших превысило 1750 человек, но точное число не известно до сих пор, поскольку точного списка пассажиров не было.
Жуткое кораблекрушение парохода «Султана» почти не привлекло внимания прессы, так как информационная повестка была иной: только что закончилась гражданская война, совсем недавно был убит президент Авраам Линкольн, — все эти события перекрыли по важности катастрофу, поэтому многие годы общественности о ней никакой информации не сообщалось.
Истории Великих Кораблекрушений. Пароход Титаник
Рассматривая самые крупные кораблекрушения в истории, невозможно обойти вниманием трансатлантический пароход «Титаник», бороздивший просторные воды Северной Атлантики в 1912 году. Это был самый большой и роскошный лайнер своего времени, и многие состоятельные и знаменитые люди мира забронировали себе на нём номер, чтобы отправиться в путешествие. 10 апреля 1912 года «Титаник» покинул Англию, на его борту находилось 2200 пассажиров. 14 апреля один из моряков увидел айсберг прямо по курсу, передал капитану, а тот, в свою очередь, попытался сделать всё, чтобы избежать столкновения.
К сожалению, было слишком поздно, корабль столкнулся с айсбергом и получил сразу несколько пробоин, суммарно длинной не менее 78 метров. Также были выбиты шесть заклепок ниже ватерлинии, через отверстия которых затопило первые пять водонепроницаемых отсеков в передней части корабля. Если бы было затоплено только четыре отсека, то пароход вполне мог оставаться на плаву, однако затопление пятого отсека полностью изменило ситуацию.
Уже сто лет не останавливаются горячие споры и звучат вопросы: «А можно ли было избежать этой глобальной трагедии?» Некоторые люди считают, что, если бы «Титаник» столкнулся с айсбергом лоб в лоб, то остался бы на плаву. Ведь он получил пробоины на стороне только потому, что попытался развернуться, чтобы избежать столкновения. В таком случае, пробоин было бы меньше, а теоретически затоплены могли быть только первый и второй водонепроницаемые отсеки. Как бы оно ни было, прошлого не вернуть.
Вес затопленных отсеков стал тянуть нос парохода «Титаник» ко дну. Задняя часть корабля задралась высоко в небо, а позже корабль развалился на две части. Вся эта трагедия разыгрывалась на протяжении двух часов. А всего в десяти милях от терпящего бедствия корабля находилось судно, которое должно было уловить сигналы с «Титаника», но радист к тому времени уже покинул свой пост, поэтому ответить на призывы о помощи было некому. В результате этой катастрофы погибло 1500 человек. Многие пошли на дно вместе с кораблём, другие умерли от переохлаждения после прыжка за борт в ледяную воду. В ту ночь температура воды составляла -2 градуса по Цельсию. Только 712 человек выжили в этом первом и последнем путешествии «Титаника», людей подобрал прибывший позже корабль «Карпатия».
Вполне возможно, что пассажиров могло выжить намного больше, если на корабле было бы достаточное количество спасательных шлюпок. На борту были рассчитаны шлюпки лишь для 1178 человек, а это лишь половина пассажиров корабля. В те времена законы были другие и спасательные шлюпки рассчитывались весом судна, а не его пассажировместимостью. Именно после этого страшного кораблекрушения закон был изменён и дополнен. Также одним из факторов, усугубивших ситуацию, было то, что большинство спасательных лодок были спущены на воду только наполовину или на четверть. Всё это очень сильно осложняло и без того плохую ситуацию.
«Титаник» затонул в 323 морских милях от южного побережья Ньюфаундленда и находится на глубине четырёх километров. А с 1985 года, когда затонувший корабль был впервые обнаружен, к «Титанику» проводили исследовательские экспедиции по меньшей мере 17 раз.
Истории Великих Кораблекрушений. Паром Донья Пас
Кораблекрушение «Донья Пас» в 1987 году не оставило после себя практически ничего из того, что можно было бы обнаружить. Без сомнения, это одна из самых страшных морских катастроф в истории. Паром «Донья Пас», который вмещал в себя 4500 человек, столкнулся у берегов Филиппин с нефтяным танкером. Филиппинский паром «Донья Пас» держал свой путь в Манилу, и был поздний вечер, когда судно столкнулось с танкером «Вектор», на борту которого находилось 8800 баррелей нефтепродуктов. В результате сильного удара начался сильный пожар, охвативший оба корабля и по итогу огонь уничтожил практически все свидетельства катастрофы.
В этой страшной аварии погибло 4300 пассажиров, а спасти удалось лишь 26 человек. Почти все люди погибли от сильных ожогов и задохнулись от горения нефтепродуктов, тысячи пассажиров пропали без вести, а те 300 трупов, которые выбросило на берег, были объедены акулами. Для Филиппин эта катастрофа стала настоящей национальной трагедией.
Один из выживших свидетелей сообщил, что перед столкновением видел, как халатно вели себя моряки «Донья Пас». Они смотрели телевизор, пили пиво, а на капитанском мостике присутствовал всего один человек. После столкновения, всех людей охватила жуткая паника, но команда не предпринимала должных мер по спасению пассажиров и тушению возгорания. Также по какой-то причине не был послан сигнал SOS, в следствии чего на берегу узнали о катастрофе только спустя 8 часов.
Истории Великих Кораблекрушений. Паром Джола
Если говорить про самые большие кораблекрушения, то никак нельзя не упомянуть о сенегальском пароме «Джола», который в 2002 году перевернулся вблизи берегов Гамбии. Причиной тому, возможно, послужило плохое морское мастерство. У парома была лицензия на перевозку 550 пассажиров, но на борту судна в тот день, 26 сентября, оказалось 2000 человек. Когда «Джола» вышла в свой стандартный рейс, то ничего не предвещало беды.
Море было спокойным весь день, но уже к вечеру начался шторм. У судна отказали двигатели, а его правый борт был повёрнут к большим волнам, что привело к тому, что вода стала попадать через открытые иллюминаторы прямо внутрь корабля. «Джола» стал сильно крениться, и, возможно, мог бы выстоять в этом противостоянии со стихией, если бы не автомобильная палуба, на которой стояли большие грузовые автомобили. Они сорвались с креплений, что поспособствовало ещё более усиливающемуся крену, и корабль перевернулся.
Большое количество пассажиров погибло сразу после того, как корабль перевернулся. Многие люди не смогли выбраться из судна даже в течение 9 часов, пока оно ещё оставалось на плаву. Пассажиры внутри оказались в ловушке, когда часть судна была затоплена, в некоторых местах образовались «воздушные карманы», в которых люди отчаянно дожидались помощи. Корабль «Джола» перевернулся в 22 часа 55 минут, но уже к утру большая часть пассажиров были мертвы. Из 2000 человек, выжившими в кораблекрушении оказались всего 64 человека, а свидетели подтвердили, что к моменту, когда началась спасательная операция, внутри судна оставалось ещё достаточно много людей, которые отчаянно звали на помощь. На борту «Джола» находилось свыше 500 женщин, из которых чудом выжила лишь одна.
Обычно очень трудно определить точную причину, по которой корабль потерпел кораблекрушение в шторм. Расследование после крушения показало, что «Джола» перевернулся из-за недостаточного обслуживания судна, слишком большого веса и выхода за предела прибрежных вод, которые покидать было категорически запрещено.
Истории Великих Кораблекрушений. Лайнер Лузитания
Американские газеты запестрели 1 мая 1915 года сообщениями, что Германия опубликовала предупреждение американцам, чтобы те не путешествовали на британских кораблях, так как Германия и Англия находились в состоянии войны, и почти все британские корабли были мишенями. В то злополучное утро корабль «Лузитания» отправился в плавание, а его многочисленные пассажиры, возможно, даже никогда не видели этого газетного сообщения. Путь лайнера «Лузитания» лежал из Нью-Йорка в Ливерпуль, а его вместимость составляла 1960 человек.
После шести дней плавания судно было замечено и атаковано немецкой подводной лодкой. Выпущенная торпеда попала в корабль и вызвала взрыв на борту, но после непродолжительного времени прозвучал ещё один более сильный взрыв. Было много споров по поводу того, что могло послужить причиной второго взрыва. Британия считала, что это могла быть угольная пыль, в то время как Германия убеждала, что взрыв был инициирован порохом, находящемся на борту. Судно затонуло у южного побережья Ирландии в течение 18 минут, унеся с собой на дно 1200 пассажиров. Из почти 50-ти спасательных шлюпок, на воду удалось спустить всего шесть, что послужило основной причиной такой высокой смертности.
Британцы утверждали, что лайнер «Лузитания» являлось гражданским судном, никак не связанным с военными, поэтому немцы не имели право его атаковать. У Германии было другое мнение на этот счёт, они утверждали, что под видом гражданского судна «Лузитания» перевозила боеприпасы для союзников, отсюда и странный второй взрыв после попадания немецкой торпеды. На корабле присутствовало более ста американцев, население США было не на шутку взволновано. Американцы призвали правительство к военным действиям против Германии, но президент США Вудро Вильсон предпочёл другое разрешение конфликта и настоял на репарациях. В конце концов Германия взяла на себя ответственность за это преступление, что помогло отсрочить участие США в Первой мировой войне.
Спустя многие годы после инцидента обнародованные британские документы показали, что немцы были правы и корабль «Лузитания» действительно перевозил боеприпасы для союзников. Корабль перевозил 4,2 миллиона винтовочных патронов, 1250 ящиков со шрапнелью и 18 ящиков с запалами. Потопление «Лузитании» стало крупнейшей морской катастрофой того времени.
Истории Великих Кораблекрушений. Круизный лайнер Ланкастрия
Если мы говорим про затонувшие корабли в океане, то нельзя не упомянуть о круизном лайнере класса люкс «Ланкастрия», который был потоплен военными кораблями Германии, но на этот раз уже во Второй мировой войне. Это кораблекрушение вполне можно назвать крупнейшей морской катастрофой в истории Англии. До войны этот круизный лайнер использовался по назначению, но в 1939 году «Ланкастрия» была реквизирована Королевским флотом для военных целей, а именно для перевозки войск. 17 июня 1940 года корабль был задействован в операции по эвакуации британских войск с берегов Франции, когда его заметили несколько военных самолётов. Лайнер «Ланкастрия» представлялся лёгкой добычей для самолётов, так как стоял на якоре у порта Сен-Назер, и продолжал принимать войска, когда упала первая бомба.
В конечном итоге кораблю достались четыре бомбы, одна из которых угодила прямо в дымовую трубу, что вызвало огромный взрыв. «Ланкастрия» была уничтожена, ей потребовалось всего 20 минут, чтобы уйти на дно, а кружащие в небе бомбардировщики не давали никакого шанса на спасение. Неизвестно точное количество людей, присутствующих на борту, поскольку во время атаки на корабль продолжали загружаться войска, но по общим оценкам в этот момент на судне находилось не менее 7000 солдат. В этой ужасной морской катастрофе по оценкам погибло от 3000 до 4500 человек, что превысило по жертвам любые другие кораблекрушения, происходившие до этого. Спастись в этой трагедии смогли лишь 2447 человек.
Премьер-министр Уинстон Черчилль опасался, что Британия очень тяжело примет эту горькую потерю и не сможет справиться со столь негативными новостями, поэтому он приказал английской прессе не сообщать об инциденте, информация была засекречена, а всех погибших объявили пропавшими без вести. Несмотря на секретность, всё же информация всплыла шесть недель спустя в нескольких нью-йоркских газетах и об этом случае узнал весь мир. Капитану «Ланкастрии» по имени Рудольф Шарп удалось пережить эту бомбардировку. Ранее он был офицером другого затонувшего корабля, о котором мы писали чуть выше, он находился в команде «Лузитании», ему посчастливилось сойти на берег до того, как произошло атака немецких войск. Удача отвернулась от него позже, когда он принял командование теплоходом «Лакония», которая была потоплена немецкой торпедой в 1942 году. Капитан Рудольф Шарп погиб в том кораблекрушении.
Истории Великих Кораблекрушений. Линкор Бисмарк
Одно из самых грандиозных морских сражений Второй мировой войны произошло в 1941 году, когда был потоплен немецкий линкор «Бисмарк». Это был массивный корабль, высотой в семнадцатиэтажный дом и длиной 275 метров, умеющий набирать скорость в 30 узлов, а также обладающий великолепной бронёй. В своё первое и последнее плавание корабль «Бисмарк» попал в восьмидневную погоню через Атлантику, в которой участвовали два немецких корабля и не менее шести британских судна.
Первое крупное столкновение произошло в Датском проливе. «Бисмарк» вместе с крейсером «Принц Ойген» уничтожили британский корабль «Худ», который на тот момент считался самым большим линейным крейсером в мире. Замысел британцев на быструю и неожиданную атаку немецких кораблей потерпел неудачу. Немецкие 203-миллиметровые снаряды попали точно в цель и на корабле сдетонировали припасы взрывчатки, отправившие «Худ» на морское дно вместе с 1400 моряками на борту. Также немецким кораблям удалось нанести ущерб второму британскому кораблю под названием «Принц Уэльский».
Немецкие капитаны обсуждали идею его преследования и потопления, но чуть позже всё-таки отказались от неё, решив продолжать намеченный ранее поход. Тем не менее, «Бисмарк» получил хороший урон от «Принца Уэльского» в виде пробитых топливных баков в носовой части судна, через которые в море вытекало топливо, и двух пробитых паровых котлов в машинном отделение. У «Бисмарка» заметно снизилась скорость, а отсутствие топлива исключало возможность возвращения корабля в Германию. Адмирал «Бисмарка» Гюнтер Лютьенс принял решение изменить курс и направился к ближайшему оккупированному немцами французскому порту.
Ещё не успев дойти до безопасной гавани корабль «Бисмарк» опять подвергся обстрелу, на этот раз его атаковали с воздуха несколько британских самолётов-торпедоносцев, но ни одному из снарядов не удалось пробить мощную броню. После уклончивых манёвров «Бисмарку» удалось избежать ненужной встречи с британскими кораблями, а адмирал судна поспешил отправить сообщение в столицу Германии о случившемся сражении, потерях и своих координатах. Британским кораблям удалось перехватить сообщение «Бисмарка», и они выдвинулись на перехват. Они возобновили преследование и догнали немецкий линкор недалеко от берегов Ирландии.
На этот раз британские войска решили довести начатое до конца и потопить «Бисмарк», атакуя его не только с моря, но и с воздуха. Немецкий корабль получил не менее 400 попаданий с британских линкоров и не менее 12 попаданий с самолётов-торпедоносцев, однако всё ещё оставался на плаву. Судно было буквально искалечено, верхняя палуба была практически полностью уничтожена, однако корабль продолжал ожесточённо отбиваться. Когда немецким морякам стало понятно, что бой проигран и они больше не смогут достойно сражаться, то было принято решение о затоплении корабля. Морякам было приказано немедленно покинуть тонущий «Бисмарк».
Линкор ушёл на дно почти вместе со всем экипажем, из 2200 человек спастись удалось лишь 115 морякам. В 1989 году потонувший корабль был обнаружен на глубине 4572 метров к югу от Корка, Ирландия. В 2002 году под руководством Джеймса Кэмерона была проведена экспедиция к затонувшему судну, результатом которой послужил полуторачасовой документальный фильм «Экспедиция Бисмарк».
Истории Великих Кораблекрушений. Крейсер Генерал Бельграно
В начале 1980-х годов Британия была вовлечена в гораздо менее драматичное, но более противоречивое кораблекрушение. Великобритания находилась в споре с Аргентиной за владение Фолклендскими островами. В 1982 году две страны ещё шли дипломатическим путём, пока британская подводная лодка «HMS Conqueror» не потопила аргентинский военный корабль «Генерал Бельграно» в Южной Атлантике. В этой катастрофе погибли 323 аргентинских моряка, а приказ атаковать корабль был лично отдан Маргарет Тэтчер.
Британия предупреждала, что любой корабль, который окажется в зоне их владения, будет немедленно затоплен. В момент нападения на «Генерал Бельграно», он фактически оставался вне военной зоны, ранее объявленной Британией. Аргентина и многие британские политики утверждали, что «Генерал Бельграно» направлялся в противоположную сторону от зоны боевых действий, когда на него было совершенно нападение. Подводная лодка «HMS Conqueror» атаковала корабль, которые не представлял никакой угрозы. Однако во всех официальных средствах массовой информации Великобритании сообщалось, что «Генерал Бельграно» представлял угрозу для британского флота в этом районе. После случившегося премьер-министр Маргарет Тэтчер подверглась публичной критике за её роль в этом инциденте.
Это кораблекрушение по жертвам составило более половины потерь Аргентины в Фолклендской войне. В ответ на инцидент Аргентина потопила эсминец «Шеффилд», поразив его с самолёта, после чего последовали недели морских боёв. Затонувший «Генерал Бельграно» не был обнаружен, а общественностью Аргентины данное событие до сих пор рассматривается как военное преступление.