История Подлодки Курск
Содержание Статьи
К-141 «Курск» была одной из лучших подводных лодок своего времени. Её называли «убийцей авианосцев» и считали непотопляемой. Но однажды во время учений она утонула вместе со всем экипажем. Обстоятельства трагедии вызвали множество споров об истинной причине произошедшего. В этой статье вы узнаете История Подлодки Курск, а также причины её гибели.
В 90-х годах жизнь в России была особенно трудной. Частые задержки зарплат, пустые полки магазинов, рост безработицы и преступности. Не лучшим образом обстояли дела в армии и флоте, которые попросту разваливались. Десятки вполне пригодных боевых кораблей ржавели у пирса, списывались, продавались в металлолом. Военным морякам платили мизерную зарплату. В то нелёгкое время был создан атомный подводный крейсер К-141 «Курск». Он превосходил предшественников по многим параметрам: увеличенный боезапас, скорость хода, малая шумность. Предельная глубина погружения лодки — 600 метров.
Подлодка была огромной, 154х18 метров, это как 6-этажный жилой дом длинной в полтора футбольных поля. Главное назначение субмарины — уничтожение авианосцев вместе с кораблями сопровождения. Для этого на борту находились торпеды и 24 крылатые ракеты «Гранит». Гордость российского флота могла незаметно подойти даже к хорошо охраняемому объекту и уничтожить цель.Подлодку спустили на воду в 1994 году. Но из-за малого финансирования в море она выходила очень редко и проводила там в среднем 12-15 суток в год. Так продолжалось до 1999 года, когда США совместно с НАТО начали развёртывать боевые действия против Югославии.
В операции принимали участие авиация и морские силы. Курск направили в атлантический океан и средиземное море для наблюдения за потенциальными противниками. С первым боевым походом экипаж Курска справился хорошо. После возвращения домой, подводную лодку признали лучшей на северном флоте, а экипаж представили к наградам. Но главный итог похода: Россия доказала, что не утратила превосходства на море, может защитить свои границы и противостоять любому агрессору.
В июле 2000 года состоялся военно-морской парад в честь дня Военно-Морского Флота, в котором приняла участие и субмарина «Курск». Тогда никто не предполагал, что молодые ребята-подводники совсем скоро отправятся в свой последний путь.
ИСТОРИЯ ТРАГЕДИИ ПОДЛОДКИ «КУРСК-141»
История гибели подлодки «Курск-141» начинается 12 августа 2000 года, когда проводились широкомасштабные учения северного флота в Баренцевом море, с участием отряда боевых кораблей и подводных лодок. В задачи «Курска» входила практическая стрельба ракетой «Гранит» и атака условного противника двумя учебными торпедами. Вместе с тем, на борту подлодки был полный комплект боевого оружия. Стрельба «Гранитом» прошла успешно, настала очередь торпед. Около половины двенадцатого дня российские военные корабли зафиксировали два акустических сигнала похожих на взрывы, с интервалом 138 секунд. Причём, второй взрыв был гораздо мощнее первого. Крейсер «Пётр Великий» тряхануло как от землетрясения, но особого значения этому не придали. Командующему северным флотом сказали, что содрогания корабля вызваны включением радиолокационной антенны.
Время учений истекало, «Курск» не выполнил стрельбу торпедами, не вышел на связь и не всплыл. В независимости от исхода учений, субмарина должна была дать о себе знать до 14 часов 40 минут. Но этого не произошло.В таких случаях, по инструкции, объявляется аварийная тревога, но и этого не было сделано. Мысль о том, что непотопляемый корабль утонул, казалась нереальной. Продолжались попытки связаться с «Курском» по радиосвязи, подводникам подавали сигналы на всплытие, наблюдение с воздуха вели самолёты, — всё безрезультатно. Режим тревоги объявили лишь спустя 12 часов после инцидента.
Глубоководный аппарат визуально обнаружил «Курск» на дне Баренцева моря только спустя 30 часов после случившейся аварии. Только через двое суток по телевидению впервые сообщили о том, что у подлодки К-141 «Курск» возникли технические неполадки, она легла на грунт, ведутся работы по устранению неисправности. Сначала говорили, что с экипажем налажена связь, позже, что общение идёт через перестук. Профессионалы знают, что подводные лодки просто так на грунт не ложатся, поэтому от иностранных государств тут же поступили предложения о помощи. Но сразу их не приняли. Уверенность в своих силах и средствах спасения сыграло злую шутку. Вскоре весь мир узнал о печальном состоянии российского флота.
Подлодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года. Она лежал на глубине 108 метров. У северного флота не оказалось глубоководных водолазов, а также специального судна для обеспечения их работы. Были только три старых глубоководных аппарата. В течение недели, к аварийно-спасательному люку девятого отсека пытался пристыковаться только один глубоководный аппарат, — «АС-34». Его батареи хватало в среднем на 3 часа подводных работ в сутки, после чего требовалась длительная зарядка. Кроме того, он часто выходил из строя по разным причинам. Второй глубоководный аппарат — «АС-32», годился лишь для обследования затонувшей лодки, но не для спасения. Третий аппарат — «АС-36», впервые совершил погружение только через неделю после происшествия, потому что его долго доставляли к месту работ и ремонтировали.
Главной проблемой стало то, что глубоководные аппараты при стыковке к люку девятого отсека, не могли осушить переходную камеру. Объяснили это тем, что металлическое кольцо вокруг люка в результате взрыва деформировалось и ушло внутрь корпуса, хотя должно немного выпирать. Также есть мнение, что уплотнительная резина на глубоководных аппаратах от старости не обеспечила герметичность. В итоге свою миссию российские спасательные средства провалили. Ситуация стала критической.
Под давлением прессы и семей моряков, российская власть согласилась принять иностранную помощь. На восьмой день с момента аварии, норвежские водолазы приступили к работе, а на девятый день открыли люк девятого отсека. Сообщалось, что отсек был затоплен, но в сети есть видео, на котором видно, как при открытии люка оттуда выходят пузырьки воздуха. К тому моменту все 118 членов экипажа подводной лодки К-141 «Курск» были мертвы. Плохая организованность, медлительность, замалчивание трагедии и нелогичные поступки, всё это вызвало большое недовольство общественности. На десятый день с семьями моряков встретился президент России Владимир Владимирович Путин. Он признал общее плачевное состояние вооружённых сил страны, пообещал поднять подлодку на поверхность, чтобы разобраться в причинах её гибели, а также выплатить компенсации семьям моряков, пострадавших в трагедии и выделить квартиры.
ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ «КУРСК-141»
Операция по подъёму субмарины К-141 «Курск» со дна моря, стала первой в мировой практике. В работах были задействованы российские и зарубежные специалисты. Проблему представляла разрушенная носовая часть, которая могла оторваться в процессе подъёма, а боевые торпеды, находящиеся внутри, могли сдетонировать, нарушив балансировку всей системы. Поэтому первый отсек лодки просто отпилили. Затем, на специальных прочных тросах, подлодку подняли со дна и доставили в док, где полностью осушили. В течение многих месяцев следователи круглосуточно осматривали отсеки.
Обсуждалось несколько вероятных причин гибели «Курска», в том числе столкновение с надводным кораблём или иностранной подлодкой, но прямых доказательств этому не нашли. То же самое касается версии о торпедировании «Курска» и версии подрыва на мине времени второй мировой войны. Прочный корпус выдержал бы такие удары. В целом расследование трагедии длилось около двух лет. Главный вывод следствия: причиной гибели «Курска» стал взрыв учебной торпеды в торпедном аппарате. Через неплотности сварного шва из снаряда вытекла перекись водорода. Жидкость воспламенилась и произошёл взрыв. Торпедный аппарат был уничтожен. В первый отсек начала поступать вода и одновременно разгорелся объёмный пожар, который вызвал детонацию нескольких боевых торпед.
Однако важно отметить, что следствием не установлен точный механизм возникновения двух взрывов. Входивший комиссию по расследованию причин гибели подлодки вице-адмирал Валерий Рязанцев, пришёл совершенно к другим выводам, о чём написал книгу «В кильватерном строю за смертью» (прочитать книгу вы можете по ссылке (откроется в новой вкладке)). По его словам, была целая цепочка роковых событий, приведших к гибели субмарины. Торпедисты «Курска» никогда не стреляли торпедами с перекисью водорода и прошли неполное обучение по обращению с ними. Также на подлодке с пренебрежением отнеслись к ежегодному обезжириванию систем технического воздуха.
За день до стрельб, в учебную торпеду «65-76 ПВ», был закачан воздух, вместе с которым внутрь могли попасть частицы пыли и грязи. Торпеда имеет несколько степеней защиты, поэтому пока она лежала на стеллаже — всё было в порядке. Когда пришло время стрельб, моряки сняли первую степень защиты и погрузили снаряд в торпедный аппарат. Затем инструкция предписывала обязательно проверить вторую степень защиты, положение воздушного куркового крана. По версии Рязанцева, этого не было сделано. Воздушный курковый кран был немного приподнят. Воздух с частицами грязи просочился к перекиси водорода, что вызвало бурную химическую реакцию и привело к взрыву снаряда.
Ещё один важный момент, конструкция торпедного аппарата должна выдерживать подобные взрывы, но в данном случае что-то пошло не так. Задняя крышка торпедного аппарата отлетела с такой силой, что пересекла весь отсек и вварилась в переборку. Остаётся загадкой: почему оторвалась крышка? Возможно, что её не до конца закрыли. Всю ситуацию усугубила техническая особенность субмарины: во время стрельб, при закрытых межотсечных переборках, нужно оставлять открытой вентиляцию между первым и вторым отсеками.
Это делается для уравнивания воздушного давления. Эта особенность стала слабым звеном «Курска». Именно во втором отсеке находился главный командный пункт. Когда произошёл первый взрыв, ударная волна по вентиляции прошла во второй отсек и вывела из строя всех, кто там был. В один момент лодка осталась без управления и части экипажа. Во внутрь первого отсека хлынула вода, нос опустился вниз и на скорости не менее трёх узлов, что составляет приблизительно 5,5 километров в час, «Курск» врезался в морское дно.
От удара носовая часть смялась, а вместе с ней смялись торпедные аппараты, в которых находились боевые торпеды, которые тут же сдетонировали. По некоторым оценкам, взорвалось от 5 до 10 боевых торпед «Гранит». Взрыв был настолько мощным, что как прессом смял внутренности подлодки до переборки третьего отсека. Ещё 30 метров подлодка пахала носом дно моря. Аварийный буй не всплыл, потому что изначально не был активирован. Большинство членов экипажа погибли очень быстро, но несомненно были и выжившие. 23 моряка закрылись в девятом отсеке.
Но история гибели подлодки «Курск-141» на этом не закончилась. Оглушённые взрывами, в темноте и холоде, подводники ждали помощи. Чтобы было чем дышать, подводники использовали специальные химические пластины, которые производят кислород. Эти пластины очень опасны в эксплуатации и при контакте с водой мгновенно воспламеняются. Как полагают следователи, одна из пластин случайно упала в воду и взорвалась. Троих членов экипажа нашли с сильными ожогами, на стенах была сажа.
Взрыв сжёг остатки кислорода и наполнил воздух угарным газом. Дышать стало просто нечем. У погибших моряков были найдены три записки, в которых содержались послания родным и важные сведения о ситуации в девятом отсеке. Подводники понимали, что шансов на спасение у них очень мало. Они предполагали, что протянут не больше суток. Если не придёт помощь, то будут пытаться выйти самостоятельно. Сколько прожили пленники девятого отсека не известно. Согласно официальной версии, моряки прожили не более 8 часов.
Адвокат родственников погибших Борис Кузнецов считает, что подводники были живы более двух суток. Ведь в течение этого времени фиксировались подводные сигналы SOS. Согласно одной экспертизе, стучали именно моряки с «Курска», согласно другой — сигнал подавал аварийный механизм в автоматическом режиме, согласно третьей экспертизе — стучали неустановленные люди с подводной части надводного корабля. Следствие пришло к заключению, что в гибели «Курска» виновных нет. Не было установлено, как именно произошла утечка перекиси водорода из торпеды, которая взорвалась. К спасателям у следствия тоже не было претензий, потому что официально подводники в девятом отсеке прожили менее 8 часов, а следовательно, погибли ещё до начала спасательных работ.
Адвокат Борис Кузнецов называет такое решение «продиктованным властью».
«С помощью подтасовки фактов, многих причастных к трагедии вывели из-под уголовной ответственности. Ведь иначе обвинения могли быть выдвинуты длинной цепочке людей, в том числе высокопоставленным военным и государственным деятелям», — считает адвокат.
При этом расследование выявило серьёзные нарушения со стороны командования Северного морского флота и экипажа погибшей субмарины. Каких-то конкретных обвинений не последовало, но вскоре был подписан указ об увольнении 14-ти старших офицеров Северного флота и главного штаба ВМФ.Перекисно-водородные торпеды «65-76» сняли с вооружения из-за соображений безопасности. Семьям погибших моряков выплатили крупные денежные компенсации и выдали квартиры.
ПАМЯТЬ
Все, что осталось от подводной лодки К-141 «Курск», отправили на металлолом, кроме рубки. В 2009 году журналисты обнаружили рубку на свалке в Мурманске. После телевизионного сюжета и возмущения людей, сразу нашлись деньги на строительство и установку памятника, посвящённого жертвам трагедии. Рядом с Северодвинском, в котором был построен атомный крейсер, воздвигли большую каменную плиту в память о затонувших моряках. Различные мемориалы были установлены и в других городах России.
Подобные памятники есть в Москве, Севастополе, а также на Серафимском кладбище Санкт-Петербурга, где захоронены 32 члена экипажа подлодки «Курск», в том числе и командир Геннадий Лячин. Кстати, уже после смерти командиру было присвоено звание «Героя России» за тот успешный поход в Средиземное море в 1999 году. Именем Геннадия Лячина названа школа в Волгограде.
История гибели атомной подлодки «Курск-141» наглядно продемонстрировала критическое состояние вооружённых сил того времени. В том числе нехватку спасательных средств, низкие зарплаты военных моряков и тяжёлые условия их жизни. Обстоятельства, при которых взорвалась торпеда, это следствие развала флота. 2000 год можно считать переломным в вопросе внимания государства к ВМФ и армии в целом. С тех пор финансирование заметно увеличилось, а престиж профессии вырос.
О трагедии с атомным крейсером К-141 «Курск» написано немало книг, снято много фильмов. Причём версии о причинах катастрофы различаются. Как бы то ни было, память будет жить в сердцах людей. Каждый год, 12 августа, в России проходят траурные митинги и поминальные молебны, а на кораблях чтят погибших минутой молчания.