Картины Рембрандта Ван Рейна

Картины Рембрандта Ван Рейна

Картины Рембрандта Ван Рейна

Интенсивное психологическое изучение людей, предметов и их окружения в сочетании с искренней христианской преданностью подпитывало жизнь и творчество Рембрандта Харменса ван Рейна. Будучи невероятно одарённым с раннего возраста, он стал настоящим мастером портретов всех возможных видов, исторических, библейских и мифологических сцен, а также простых и очаровательных пейзажей. В статье «Картины Рембрандта Ван Рейна» мы рассмотрим жизненный путь прославленного художника и познакомимся с его самыми лучшими произведениями, благодаря которым он стал известен на весь мир.

В своих необычных работах художник использовал множество разных материалов и техник, а его подходы к композиции, использованию цвета и тени постоянно менялись, чтобы создавать самые проникновенно-трогательные работы. Высочайшее мастерство света и текстуры, подчёркивающее эмоциональную глубину, пронизывало все его творения общей темой, укрепляя его статус одного из величайших мастеров-новаторов в искусстве живописи. Невероятные работы Рембрандта олицетворяли великий период богатства и культурных достижений, наиболее известный как Золотой век Нидерландов.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Детство и образование художника

Рембрандт Ван Рейн биография кратко

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в голландском городе Лейден, совсем недалеко от реки Рейн. Будущий художник рос и воспитывался в процветающей многодетной семье, где отец семейства, Хармен ван Рейн, работал мельником зерна, а мать, Корнелия ван Зуйтбрук, была дочерью пекаря. Семья ван Рейнов посвятила себя религии и образованию, Корнелия часто читала своих детям Священные писания, что дало Рембрандту сильное представление о Боге, человеке и природе. Между тем, мать Рембрандта была католичкой, отец имел принадлежность к Голландской реформатской церкви, а сам художник, скорее всего, являлся протестантом, поскольку всех своих детей крестил именно в протестантских храмах.

В семилетнем возрасте будущий художник Рембрандт был отправлен учиться в латинскую школу для получения классического образования. Ему удалось получить самое лучшее образование, которое город мог предоставить ребёнку с глубоким интересом к литературе. Он был достаточно подготовлен, чтобы поступить в Лейденский университет, что и сделал в 13-летнем возрасте. Именно в это время в мальчике проявились особые таланты к живописи, поэтому уже через несколько месяцев учёбы, ван Рейн ушёл, чтобы навсегда посвятить себя искусству. Он записался в ученики к Якобу ван Сваненбургу, у которого в течение трёх лет получал знания по основам живописи, рисунка и офорта.

Ещё в детстве отец видел у мальчика особую склонность к рисованию, поэтому посылал его учиться в Амстердам, к Питеру Ластману, нидерландскому художнику. Уже через несколько месяцев молодому Рембрандту удалось овладеть техникой светотени и научиться использовать яркие глянцевые цвета. Ластман тогда оказал сильное влияние на Рембрандта, заставив его сосредоточиться на исторических и религиозных сценах, хотя для заработка это были не самые лучшие темы.

В отличие от многих других художников того времени, которые обязательно путешествовали в процессе своего обучения по многим странам Европы, Рембрандт никогда не покидал Голландию в течение своей жизни.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Ранний период творчества

Портреты Рембрандта ван Рейна

В 1625 году, когда Рембрандту исполнилось 19 лет, он открыл художественную мастерскую в Лейдене. Художник прекрасно выглядел, хорошо одевался и дружил со студентом по имени Ян Ливенсон, который был на шесть лет моложе ван Рейна и ранее также обучался у Ластмана. Через четыре года Рембрандт познакомился с Константином Хёйгенсом, нидерландским поэтом и государственным деятелем Гаагского суда, который мог обеспечить заказы для художников.

Константин был воспитанным голландцем, хорошо осведомлённым в искусстве, который большую часть жизни провёл на службе у Оранской династии. Хёйгенс руководил художественной академией, где делались копии картин и выполнялись заказы. И не смотря на приглашение посетить Италию и познакомиться с мировыми шедеврами живописи, художники отказались, так как были слишком преданы своей стране и хотели работать только в ней.

В биографии «Глаза Рембрандта», написанной американским историком Саймоном Шама в 1999 году, приводятся следующие слова Хёйгенса:

«Я считаю своим долгом заявить, что никогда не наблюдал такой преданности и настойчивости в других людях, независимо от их рода деятельности или возраста. Действительно, эти молодые люди используют время с пользой. Это их единственное утешение. И самое удивительное, что они считают даже самые невинные развлечения молодёжи пустой тратой времени, как будто они уже обременены возрастом и давно прошедшими безумствами».

Благодаря связи Рембрандта с Хёйгенсом, он имел хорошие и дорогие заказы, например, принц Фредерик Генрих Оранский продолжал покупать картины художника до 1646 года. Рембрандт стал более амбициозным, поэтому в 1932 году вернулся в богатый Амстердам, где он смог найти большое удовлетворение в качестве профессионального портретиста для богатых людей, интеллектуалов и религиозных лидеров. Все эти категории людей были достаточно тщеславны, они ценили своё положение и удачу, поэтому старались продемонстрировать окружающим свой превосходный вкус, особенно с помощью нарисованных портретов самих себя. Рембрандту удалось создать прекрасную репутацию, изображая на холстах голландских буржуа как людей действия, в позах три четверти или полный рост.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Творческое развитие

Произведения Рембрандта ван Рейна

Приехав в Амстердам, Рембрандт на время остановился у художника Хендрика ван Эйленбюрха, где познакомился с его двоюродной сестрой Саскией ван Эйленбюрх. Молодые люди полюбили друг друга и поженились в 1634 году. В то время Рембрандт уже был известен как преуспевающий и модный молодой художник. Пара обвенчалась в местной церкви Синт-Аннапарочи. Саския была дочерью богатого бурмистра, а потому имела хорошие влиятельные связи и смогла познакомить молодого художника с известными членами общества. 

В 1632 году Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. У него появилось несколько учеников, среди которых был начинающий художник Фердинанд Бол и будущий мастер исторических картин Говерт Флинк. В этом же году художник Рембрандт ван Рейн написал групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа», чем привлёк к себе большое внимание. В течение 1630-х годов художник создал не менее 60 заказных портрета. Помимо портретов, Рембрандт писал библейские и мифологические картины, пейзажи и портреты самых разных людей, которые были ему интересны, такие как евреи, солдаты в форме или необычные иностранцы.

Помимо этого, Рембрандт увлекался коллекционированием различных произведений искусства, доспехов, редкой одежды и диковинок из разных стран мира. Некоторые части этой коллекции позже использовались им в качестве реквизита в работах, например, изогнутые сабли, кинжалы или польские стремена.

Будучи человеком состоятельным, Рембрандт любил посещать аукционы, на которых приобретал старомодную и редкую одежду, при этом ставил всегда самую высокую цену, чтобы подчеркнуть престиж своей профессии. На стиль Рембрандта оказал большое влияние Питер Пауль Рубенс; он хотел богатой жизни, которой в изобилии наслаждался Рубенс, жизни полной лошадей, слуг, конюхов, поваров и обслуги. Рембрандту ван Рейну очень нравилось быть на пике своих способностей, репутации и брать от жизни большее.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Зрелый период творчества

Саския ван Эйленбюрх

Саския ван Эйленбюрх

Несмотря на успешность в искусстве, личная жизнь Рембрандта ван Рейна была не так проста и полна противоречий. Начиная от отношений с женщинами и заканчивая управлением личными финансами, где у него царили беспорядок и разруха, что противоречило общественной популярности художника. В 1635 году Рембрандт с женой решили переехать в более престижный район, где арендовали дом с видом на реку, долги за который в будущем привели пару к финансовым затруднениям.

Они поселились в еврейском квартале, именно здесь Рембрандт искал себе моделей для позирования в своих ветхозаветных сценах. Несмотря на внешнюю успешность художника, в личной жизни он переживал большую трагедию; через два месяца после рождения умер их сын Румбартус, дочь Корнелия умерла всего через несколько недель после рождения, а вторая дочь Корнелия скончалась, прожив всего чуть больше одного месяца. И только четвёртому ребёнку удалось дожить до зрелого возраста. Всего у Рембрандта и Саскии было пятеро детей, крещённые в реформатских церквях Амстердама.

В 1642 году умерла любимая жена художника Саския, это случилось вскоре после рождения сына Титуса, вероятно, после долгой борьбы с туберкулёзом. Рембрандт в нескольких рисунках изобразил жену на больничном и смертном одре. Когда Саския болела, Рембрандт нанял для Титуса сиделку по имени Гертье Диркс, чтобы та помогала ребёнку. Вскоре женщина стала любовницей художника, однако в их отношениях были трудности. Рембрандт беспорядочно накапливал долги и подвергался критике со стороны друзей, церкви, покровителей и постоянных клиентов. И даже Гертье обвинила его в том, что он обещал жениться, но не исполнил обещание. Рембрандт годами выплачивал женщине алименты, попросту содержа её.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Поздний период жизни

Хендрикье Стоффелс

Хендрикье Стоффелс

В 1647 году ван Рейн нанял себе горничную по имени Хендрикье Стоффелс. Она была на двадцать лет моложе художника, простой и нежной женщиной. Уже совсем скоро Хендрикье перешла из служанок в модели, а позже и в разряд любимой женщины и жены художника Рембрандта ван Рейна. Она родила ему двух дочерей, одна из которых умерла в младенчестве, а вторая, младшая, выжила.

Тем временем, работы Рембрандта стали более спокойными и глубокими. Он стал всё больше придерживаться религиозных тем в своих произведениях. В середине 1640-х годов он оставался одним из немногих голландских художников, всё ещё интерпретировавших Священные Писания, и заказов было очень мало. В 17-ом веке голландцы больше предпочитали пейзажи разных типов, от панорам городов до залитых лунным светом сцен.

Рембрандт стал использовать масляную краску, чтобы выразить свои творческие концепции природы. Он сохранил свой реализм в пейзажах полностью для рисунков и офортов. Интерес Рембрандта к пейзажной живописи сохранялся в течение следующих нескольких десятилетий. Серия рисунков и офортов демонстрирует его острое наблюдение за природой, большую оригинальность в композиции и удивительную экономию форм.

Произведения Рембрандта ван Рейна демонстрировали его прекрасные знания классической иконографии. Библейские сцены были основаны на знании художника конкретного текста и усвоение классической композиции. Знатоки считали картину Рембрандта «Мельница» (1645) одним из величайших творений мастера. У картины есть все признаки того, что она была написана с натуры, хотя, возможно это было и не так. Коллекционеры и критики отметили драматический силуэт мельницы на фоне тёмного грозового неба и приписали тяжёлую атмосферу холста настроению Рембрандта, когда он неожиданно столкнулся с большими финансовыми трудностями.

Рембрандт жил не по средствам, много работая и выставляя свои работы на продажу, он много зарабатывал, но ещё больше тратил. Позже он продал большую часть своего коллекционного имущества, включая редкие военные доспехи, наборы минералов, картины и другие древности. Чтобы расплатиться с долгами художник продал свой дом и печатный станок, а сам переселился в более скоромное жилище на самой окраине Амстердама, вместе женой и сыном.

Рембрандт пережил Хендрикье, которая умерла в 1663 году. Сам же художник скончался в 1669 году в Амстердаме, несмотря на расточительную и богатую жизнь он был похоронен как бедняк в неизвестной могиле. Могила была пронумерована и принадлежала церкви. Через двадцать лет его останки были вывезены и уничтожены, что тогда считалось нормальным для останков бедных захоронений.   

Картины Рембрандта Ван Рейна. Урок анатомии доктора Тульпа (1632)

Урок анатомии доктора Тульпа (1632). Описание картин Рембрандта ван Рейна

Самые известные картины Рембрандта ван Рейна полны зрелищности. В этой, своего рода, пирамидальной композиции, изображены семеро мужчин в неловких позах с ярко-белыми воротничками, которые пристально наблюдают за человеком по фамилии Тульп, проводящим урок анатомии. Он полностью управляет правой стороной картины, демонстрируя медицинские манипуляции на мужском трупе.

Работа изображает важный урок анатомии, который проводился ежегодно и был очень ожидаемым событием для всех местных сенаторов, бургомистров и прочей городской власти. На мероприятии также присутствовали профессора и студенты, были расставлены скамейки, на которых сидела публика по заранее купленным билетам. Этот тип группового портрета был чисто голландским новшеством; уникальная и давняя традиция, которая помогала документировать и чтить офицеров гильдии или любых других организаций.

На картине обычно помещались от шести до пятнадцати человек. В этом произведение Рембрандта ван Рейна все лица тщательно освещены и прорисованы, они смотрят не только на труп, но и на зрителя, чтобы дополнительно подчеркнуть их значимость и вовлечённость.

Сцена очень постановочная и драматичная, когда уважаемый врач надевает шляпу, чтобы подчеркнуть свой статус перед аудиторией мероприятия. Рембрандт показывает, что зритель понимает повествование, не отвлекаясь, ограничивая цвета просто тёмными или ярко освещёнными, за исключением кровавого левого предплечья, рассечённого рядом с центром композиции. Самые яркие области: распростёртое тело, лица и руки смотрящих, включая самого доктора Тульпа, которые очень тщательно прорисованы и тонко переданы, они призваны привлечь внимание зрителя.

Рембрандт благодаря этому групповому портрету заслужил высочайшее уважение и в будущем получил много заказов подобного типа. В то время это была поистине мощная и революционная работа в мире живописи. Сегодня эта прекрасное произведение художника выставлено в художественном музее Маурицхёйс, в Нидерландах.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Мужчина в восточном костюме (1632) (Портрет знатного славянина)

Мужчина в восточном костюме (1632). Самые известные картины Рембрандта ван Рейна

Эта амбициозная картина художника изображает голландское представление о восточном властителе, в экзотическом иностранном одеянии, которое понравится опытному, знающему коллекционеру. Величественная фигура сурово смотрит наружу, его плечи и голова драматично подсвечены спереди и сзади. Золотая одежда поблёскивает под металлическим шарфом и серебряным тюрбаном, в то время как украшения сверкают и переливаются.

В течение 1630-х годов Рембрандтом было нарисовано множество портретов в ближневосточных одеждах. Голландские коммерческие предприятия к началу 17-го века достигли Ближнего Востока, поэтому левантийцев можно было увидеть на рынках и улицах Амстердама. Портреты воображаемых персидских, османских и прочих «восточных» принцев стали неимоверно популярными в городе, и Рембрандт следовал этой моде. Но изображения художника — это не просто портреты. Скорее, изображения голландских моделей, одетых в экзотические наряды, и показывающие образные представления Рембрандта о далёкой культуре.

Эта картина демонстрирует мастерство Рембрандта Харменса ван Рейна как художника света и фигур, что объясняет его использование ограниченной, приглушённой палитры для создания бесконечной глубины. Он использовал глубокие тени, которые исчезали в темноте, с неравномерным золотым освещением, а блики добавлял смелыми, лихими мазками. Иногда художник использовал много краски, иногда достаточно мало, а иногда просто царапал холст ручкой кисти; он всё делал для того, чтобы создать нужный эффект. Сегодня этот холст находится в музее искусств Метрополитен, в Нью-Йорке.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Христос во время шторма на море Галилейском (1633)

Эта картина является единственным морским пейзажем Рембрандта, который изображает драматическое чудо, когда Иисус вмешался, чтобы успокоить силы природы в виде шторма на Галилейском море. Библейская история из Нового Завета была знакома голландцам периода Рембрандта. В этом произведение можно увидеть влияние Рубенса в мрачно бурлящих пенистых волнах, которые намереваются опрокинуть маленькую, подгоняемую ветром лодку.

Мачта лодки делит композицию на два треугольника. В левом треугольнике вырисовывается крайняя опасность и напряжение, но присутствует золотой свет, освещающий края тёмных облаков, взволнованных людей и разорванный парус. В прямоугольном треугольнике фигура в красном накидывает парус или пытается поправить его, в то время как рулевой удерживает руль против вздымающихся волн. И только одна фигура, одетая в синее и держащаяся за свою кепку, смотрит прямо на зрителя, опираясь на верёвку; у него черты самого Рембрандта. Художник часто встраивал себя в свои композиции, и здесь он вовлекает зрителя в бурную деятельность.

На полотне показана сцена драмы, разыгрываемая в большом, меняющемся, внушающем страх пространстве. Показана огромная, неподвластная человеку, сила природы, испытывающая человечество, но при этом художником подчёркивается надвигающееся чудо. По Святому Писанию, как только Иисус понял их ужасное положение, он встал и, указав на бурю, сказал: «Тихо! Будьте спокойны!» и непредсказуемая буря утихла.

Разнообразные выражения фигур, отточенные мазки кисти и яркие цвета характеризуют ранний стиль Рембрандта. Многие критики предпочитали этот стиль его более поздней, менее детализированной манере. Эта потрясающая картина была украдена объединённой преступной группировкой прямо из музея Изабеллы Гарднер в 1990 году. И несмотря на то, что преступники были разоблачены и пойманы, эту картину, как и некоторые другие, так и не удалось найти.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Пир Валтасара (1635)

Лучшие картины Рембрандта ван Рейна - Пир Валтасара (1635)

История о Валтасаре, царе Вавилона, была описана в Ветхом Завете. Он совершил акт святотатства, вернув золотые и серебряные сосуды, которые его отец, Навуходоносор, украл из Иерусалимского храма для собственного использования. Как только он приказал наполнить сосуды вином для своих гостей на большом банкете, из небольшого облака появилась бестелесная рука, которая начертала на стене таинственные символы.

Пророк Даниил объяснил, что это рука принадлежала Богу и написала она послание, означающее скорое падение царя Валтасара. Символы, нарисованные рукой, были интерпретированы следующим образом: «Бог сосчитал дни твоего царства и положил ему конец; твоё царство будет отдано мидянам и персам». В этот момент Валтасар резко встаёт и поворачивает голову, чтобы увидеть светящееся сообщение на задней стене; он опрокидывает драгоценные предметы, тем самым пугая окружающих его людей. В тот же вечер он был убит.

Рембрандт написал это полотно, чтобы заявить о себе как о мастере крупномасштабных исторических картин в стиле барокко, как это делал художник Рубенс. Он изобразил концентрированный шок от физической силы, поскольку сцена представляет собой исследование действия, страха и удивления; каждая фигура этой сцены показана в драматической, отшатывающейся позе в рамках композиционных решений, чтобы вовлечь зрителя.

Поза Валтасара определяет композиционное расположение: слева расположены потрясённые гости, справа — согнувшийся пышно одетый слуга и призрачное светящееся изображение в виде символов на стене вверху. Благодаря потрясающему мастерству Рембрандта в области светотени кажется, что формы мягко проступают или исчезают обратно в более тёмные области. Это говорит о великолепном мастерстве художника.

Известный художник Винсент Ван Гог часто посещал художественные музеи и галереи, где изучал работы Рембрандта. Художник сильно повлиял на молодого Ван Гога. Он называл ван Рейна «волшебником из волшебников» и «великим универсальным художником-портретистом Голландии». Сегодня этот холст находится в Национальной лондонской галерее.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Даная (1636)

Даная (1636)

Богато обставленная сцена этой картины изображает историю Данаи, персонажа из древнегреческой мифологии. По сюжету, её отец, король Акрисий, изолировал молодую женщину после того, как получил пророчество о том, что у его дочери родится сын, который в конечном итоге убьёт его. Бог Зевс предстаёт перед Данаей в виде луча золотого света, проскальзывающего мимо глаз её служанки. Благодаря союзу Данаи и Зевса рождается Персей, и он действительно убил своего дедушку.

На этой картине Даная описана как очень гостеприимная. На переднем плане изысканная подставка для кровати из сверкающего золота, толстый ковёр с украшенными драгоценными камнями, а также бархатистая драпировка привлекают зрителя в композиции. Слева льётся величественный поток золотого света, тепло освещая лицо и тело Данаи. Этот прекрасный эффект создаёт мягкость и чувственность во всех постельных принадлежностях, драпировках и блестящих металлических изделиях, которые окружают обнажённую женщину. Женская фигура украшена только цветочными браслетами на обеих руках и некоторыми другими украшениями, а золотой свет занимает большую часть пространства и является сердцем истории. Над Данаей в натуральную величину парит золотой херувим со связанными руками, что является символом целомудрия.

Рембрандт написал немного мифологических сцен, но эта, вероятно, одна из лучших. Мастеру профессионально удалось передать нежную красоту молодой обнажённой натуры, возможно даже, под влиянием Тициана, и гениально использовать свет. В 1985 году картина подверглась акту вандализма, когда один из посетителей музея плеснул на холст серную кислоту, а также несколько раз полоснул ножом. Однако за 12 лет все испорченные части картины, а это было около 30 процентов полотна, были с успехом восстановлены. Сегодня это произведение Рембрандта ван Рейна хранится в российском Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Ночной дозор (1642)

Ночной дозор (1642) Самая известная работа художника Рембрандта ван Рейна

Этот уникальный голландский групповой портрет Рембрандта был настолько огромный, что его вполне можно сравнить с современным рекламным щитом. Художник написал это произведение между 1640 и 1642 годами по заказу мушкетёрского отделения гражданской милиции, достаточно богатой части голландского общества. Любой из членов отделения мог быть назначен охранять ворота, патрулировать улицы, тушить пожары  и поддерживать общественный порядок. Также их присутствие требовалось на парадах и других торжественных мероприятиях. Рембрандт отказался от использования общепринятой стандартной условности, такой как выстраивание в ряды или сидение на банкете, он представил зрителю шумную и полузабытую сцену подготовки участников к мероприятию.

Лейтенант городской милиции Виллем ван Рёйтенбюрх и нидерландский политик Франс Баннинг Кок — это имена людей, которые ярко освещены и выходят вперёд на центральном переднем плане. В ополчении не было какого-то установленного стандарта одежды, поэтому наряды могли быть сложными и разнообразными. Капитан Кок, получивший хорошее юридическое образование и преуспевающий благодаря браку гражданин, элегантно одет в чёрное с большим кружевным воротником и тёмно-красным поясом, отделанным золотом на груди.

У капитана Рёйтенбюрха, выходца из семьи бакалейщиков, более ослепительный костюм: потрясающее золотистое пальто из жёлтой кожи, украшенное причудливыми бантами и богатыми узорами, дополненное перчатками и сапогами для верховой езды со шпорами. Говорят, что эта картина устанавливалась достаточно низко, и две центральные фигуры, почти в натуральную величину, казалось бы, вышли из композиции, в то время как другие участники собрались, чтобы последовать за ними.

Как и в других групповых картинах, Рембрандт включил в это произведение множество деталей, которые определяли личность и цели каждой отдельно взятой фигуры. Например, слева от зрителя, позади мужчин, находится маленькая женская фигурка, также хорошо освещённая. Её можно идентифицировать как талисман, несущий основные символы группы: когти мёртвой курицы, которые олицетворяют поверженного врага, пистолет, представляющий их главное оружие, и один золотой рог для питья.

В тылу находится группа мужчин, вооружённых множеством видом оружия, в различных доспехах и шлемах, собирается перед воображаемой аркой, которая представляла из себя городские ворота, нуждающиеся в защите. Слева знаменосец, одетый в синее, поднимает войсковое знамя, в то время как справа мужчины высоко держат свои пики. Барабанщик, нанятый по этому случаю, частично изображённый справа, отстукивает ритм, в то время как собака восторженно лает у его ног. Также на картине присутствуют многие другие участники, включённые для усиления активности и драматизма, они присутствуют на заднем плане, их лица скрыты или частично видны. Однако есть одна фигура в берете, выглядывающая из-за фигуры в шлеме рядом со знаменосцем, была идентифицирована как сам Рембрандт.

Рембрандт был на самом пике своей художественной карьеры, когда написал это известное на весь мир произведение. Амбициозная картина имела большой успех в то время, впрочем, как и сейчас. Сегодня это полотно в натуральную величину можно увидеть в амстердамском Государственном музее.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Вирсавия в своей ванне (1654)

Вирсавия в своей ванне (1654). Описание картин Рембрандта ван Рейна

На этой картине в натуральную величину изображён один из библейских персонажей по имени Вирсавия. Фигура находится в неоднозначном неглубоком пространстве, освещённом слева, на фоне более тёмного, неясного фона. История из Ветхого Завета описывает, как царь Давид, находясь на террасе своего дворца, заметил женщину, купающуюся на улице. Он знал, что она является женой одного из генералов.

Вирсавия изображена с письмом в правой руке, пока слуга вытирает ей ноги; царь Давид призвал её предстать перед ним. Её несколько меланхоличное, но всё ещё задумчивое выражение лица показывает, что Вирсавия приятно заинтересована, но также обеспокоена, потому что, если она пойдёт на встречу к царю Давиду, то предаст своего мужа. Чтобы скрыть свою измену и жениться на Вирсавии, царь Давид пошёл на подлость и послал её мужа в бой, но приказал своим военачальникам покинуть его, оставив на верную погибель. Позже за этот грех царь Давид был жестоко наказан Богом.

Другие художники в более ранних своих работах изображали сцену слежки Давида за Вирсавией, но в изображение Рембрандта видна более чёткая живописная направленность, достигаемая широкими, толстыми мазками и яркой окраской. Моделью, вероятней всего была Хендрикье Стоффелс, и здесь молодая обнажённая женщина сидит на тонкой белой драпировке; роскошное тело, обласканное нежными тенями и ювелирными изделиями тонкой работы на фоне изысканных тканей. Тёплая гармония кремовых, золотых и медных тонов, вдохновленных Тицианом, создаёт светлую обстановку для размышляющей Вирсавии. Мягкая светотень, цветовое богатство и психологическая тонкость сделали эту картину одной из самых популярных работ Рембрандта.

Идея о том, что обнажённая натура сама по себе является предметом живописи, всё ещё была необычной, особенно в представлении неидеализированного тела. Для Рембрандта граница между искусством и повседневной жизнью была достаточно тонкой; в портретах 1650-х годов он адаптировал свою технику живописи, чтобы выразить своё восприятие натурщика. Сегодня эту прекрасную картину вы можете увидеть в Лувре, Париж.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Благословление Иакова (1656)

Благословление Иакова (1656)

Это ещё одна религиозная работа художника. В этой ветхозаветной сцене Иосиф, ставший успешным советником египетского фараона, приводит двух сыновей к их почти слепому дедушке Иакову, находящемся на смертном одре, чтобы получить семейное благословение. Традиция говорит, что сначала старший сын должен быть благословлён рукой пожилого патриарха, Иаков намеренно кладёт правую руку на светлую голову младшего сына. Иаков, вероятно, ведомый Богом, мог предвидеть, что именно младший сын станет великой личностью. Невинная мать детей Асенат наблюдает за этим торжественным и нежным семейным моментом.

Тёмные драпировки отодвинуты в сторону, чтобы зритель мог лицезреть интимную сцену, освещённую слева в золотисто-кремовых тонах. Дети отмечают собой центр композиции, но наши глаза также ориентируются на диагонали красного одеяла, золотистую меховую шаль и лица, которые полностью сосредоточены на центральном действии. Подпись Рембрандта с датой 1656 мы можем увидеть в левом нижнем углу картины. Он подписывал все свои работы своим именем, а позже этой практике последовали Винсент ван Гог, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Библейские картины именно этого периода часто упоминаются как самые мастерские работы Рембрандта. Художник считал, что человеческие эмоции важнее любых других аспектов жизни, и он выражал эти свои убеждения в искусстве. Чувства и переживания его персонажей — это то, что он хотел изобразить больше, чем историю, религию или общество. Эта картина была создана в год, когда Рембрандт пережил банкротство; это был особый, меланхоличный период времени, когда он искал душевного покоя в своих работах. Сегодня это произведение искусства можно увидеть во Дворце Вильгельмсхёэ, в Касселе, Германия.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Автопортрет с двумя кругами (1660)

Автопортрет с двумя кругами (1660)

Автопортрет Рембрандта ван Рейна. Художник написал более 40 автопортретов, но обычно он позировал на них не в такой простой одежде, как сделал это здесь. Он не разыгрывает роль и не позирует искусственно, он просто одет в подбитый мехом халат поверх красной одежды, на голове присутствует белый берет. Рембрандт держит свою деревянную палитру, кисти и длинную палку, используемую в качестве упора для рук во время рисования.

Художник смотрит прямо на зрителя, положив правую руку на бедро, стоя перед светлой стеной, на которой изображены круги. У этой работы есть, казалось бы, незаконченные области, такие как лицо и шляпа, где краска была нанесена быстро и густо. В некоторых местах художник рисовал или царапал краску; линии врезаны в усы, левую бровь и воротник рубашки. Лицо показывает его уязвимость и реализм, в то время как мягкие тени предполагают активный поиск и высокий интеллект.

Многие искусствоведы на протяжении многих лет спорили о значении заднего бледного фона, который был нетипичен для Рембрандта. Существует популярное объяснение, которое заключается в том, что идеальный круг символизирует художественное мастерство художника. Одна старая история гласит, что придворный художник Александра Македонского по имени Апеллес рисовал идеальные линии, чтобы доказать свои превосходные таланты.

Возможно, что целью Рембрандта было создать честный образ самого себя для потомков, более глубоко посвящённый его личному характеру, чем стандартный автопортрет. Между тем, Рембрандт, возможно, не считал работу законченной, на это указывает отсутствие его даты и подписи, что было очень необычно для автопортрета художника. Сегодня этот портрет Рембрандта ван Рейна можно увидеть в лондонском Кенвуд-хаусе.

Картины Рембрандта Ван Рейна. Еврейская невеста (1667)

Еврейская невеста (1667). Описание лучших произведений художника

Эту картину Рембрандт написал в зрелый период своего творчества, и она была предназначена для небольшой выборочной аудитории, которая могла бы оценить его как художника психологически выразительных картин. Нам представлен умеренный размер холста, на котором нет декораций, и внимание зрителя полностью сосредоточено на интимности момента. На протяжении многих веков обсуждалась личность этой пары, однако наиболее достоверной версией является то, что они были библейскими Исааком и Ревеккой.

По легенде патриарх Исаак притворялся, что Ревекка была его сестрой, пока они жили среди филистимлян. Он осмеливался обнимать её только тогда, когда они оставались наедине, поскольку опасался, что местные жители могут убить его из-за красоты Ревекки. На этом изображении левая рука Исаака бережно лежит на левом плече Ревекки, в то время как его правая рука лежит на её груди с любовью, но не вожделением. Ревекка касается его правой руки своей левой; лёгкость физического контакта между парой предполагает глубокую невинность. Как одна из самых нежных библейских картин Рембрандта, она невероятно безмятежна, вдумчива и нежна.

Для более поздних картин художника характерно, что краска является таким же предметом композиции, как и фигуры. Рембрандту удалось превзойти изобретательность Тициана в том, что он оставлял краску рыхлой или в виде глубокого мазка кисти. Поверхность холста может быть гладкой и кремовой, как на блестящем лбу Ревекки. Но в изображении одежды он использовал мастихин, чтобы наносить слои пигмента для изображения текстур, таких как нежное кружево, блестящие украшения и замысловатые складки. Он экспериментировал с различными эффектами в зависимости от разной скорости сушки.

Эта прекрасная картина является одним из величайших выражений нежного слияния духовной и физической любви в истории живописи. Произведение можно увидеть в амстердамском Государственном музее.