Кто Изобрёл Первый Танк

Кто Изобрёл Первый Танк

Кто Изобрёл Первый Танк В Мире

Во время Первой мировой войны, а именно 15 сентября 1916 года, по немецким окопам на Сомме начали распространяться слухи о приближении нечто демонического. Земля тряслась вокруг этих невероятных устройств, неуклюже передвигающихся по земле; огромные металлические монстры на гусеницах, которых не останавливала даже колючая проволока, служившая как оружие и замедляющая продвижение противника. Многие люди паниковали и бежали, другие открывали огонь, в надежде поразить неукротимое железное чудовище, но оказалось, что даже пулемёт не способен пробить броню этой машины. Она казалась непобедимой. Это был танк. В статье «Кто Изобрёл Первый Танк», ваш ждёт небольшой экскурс в историю, в то самое время, когда появились самые первые танки в мире.

Кто Изобрёл Первый Танк. Причины создания

Кто изобрёл танк первым в мире. Танк Mark 1

Осенью 1914 года Западный фронт зашёл в тупик, поскольку существовала разрушительная огневая мощь, создаваемая комбинацией артиллерии и пулемётов, которые делали практически невозможным прорыв войск ни для одной из сторон. Первая битва при Ипре положила конец открытой войне на Западном фронте, обе стороны были вынуждены искать любые укрытия на поле боя и окапываться для защиты — началась окопная война. До Первой мировой войны военные инженеры были одержимы пушками, всегда стремясь сделать их как можно более большими и смертоносными, они превращали людей в фарш. Срочно требовалось что-то такое, что могло резко изменить ход войны.

Концепция особого транспортного средства, способного обеспечить войскам как защиту, так и огневую мощь, не была новой – корни идеи создания танка уходят в древние времена, когда древние осадные машины обеспечивали защиту войск, продвигающимся к каменным стенам замка или другого укрепления. Иногда изобретение военной машины, напоминающего танк, приписывают также Леонардо да Винчи, так как в его записях были найдены эскизы боевой бронированной машины. Как бы то ни было, сочетание двигателя внутреннего сгорания, толстых броневых плит и гусеничных траков, наряду с тупиковой ситуацией на фронте, все эти факторы сильно повлияли на начало производство того, что сегодня называется танком.

Кто Изобрёл Первый Танк. Первые идеи

Самые первые танки

Ранние воплощения включали в 1906 году серию тракторов, на которых британский инженер Дэвид Робертс из компании Hornsby & Sons использовал свой запатентованный «цепной трак». Они были протестированы британской армией, которая с удовольствием согласилась оценить новые артиллерийские тягачи. В 1912-1916 годах предложения о создании машины с бронёй, которая могла бы нести пушку, были отправлены в военное министерство Великобритании. Автором проекта был австралийский инженер Ланселота Де Моул. Друзья убеждали Ланселота обратиться с этим проектом и дизайном к немцам, которые более охотно относились к различным изобретениям, но он отказался сделать это из-за своих патриотических убеждений.

До Первой мировой войны моторизованные транспортные средства всё ещё были очень редки, и их использование на поле боя изначально было достаточно ограниченным. Бронированные автомобили испытывали определённые проблемы на пересечённой местности и были сильно ограниченны своими колёсами, которые создавали под весом сильное давление на грунт. Именно возможность перехода на использования гусеничных траков помогла обойти эту проблему.

Кто Изобрёл Первый Танк. Инженерный прорыв

Большой Вилли. Танк Mark I. Изобретение танка.

Осенью 1914 года инженер и подполковник Эрнест Суинтон сделал предложение Генеральному штабу. В нём он объяснил о тупиковой ситуации на фронте и предложил армии использовать бронированные истребители пулемётов — машины с бензиновым двигателем, установленные на гусеницах, чтобы преодолевать колючую проволоку и неровную местность, оснащённые бронированными пластинами для защиты экипажа от ранений. Также имелась возможность установить на машину пулемёт или небольшую пушку. Эта инициатива была хорошо встречена Уинстоном Черчиллем, который оказал поддержку Суинтону. Вскоре был разработан прототип, всё делалось очень быстро, поскольку существовала большая вероятность того, что немцы смогут опередить британцев и представить нечто подобное.

В начале 1915 года Черчилль учредил «Комитет по сухопутным кораблям», где было сформулировано требование к бронированной машине, способной развивать скорость 6,5 километров в час, чтобы соответствовать пехоте, преодолевать бруствер высотой 1,5 метра, преодолевать разрыв шириной 2,4 метра, а также вооружённой пулемётами и лёгким артиллерийским орудием. Военные объединились с инженерами и промышленниками, чтобы приступить к созданию первого танка. Самым первым танком, построенным в мире, стала машина Линкольна №1, специально разработанная британским инженером Уильямом Триттоном и лейтенантом Уолтером Гордоном Вилсоном. Его назвали «Маленький Вилли», он был спроектирован и построен в сентябре 1915 года. «Маленький Вилли» имел вес 14 тонн, поэтому к нему была добавлена гусеничная рама большого размера. Ромбовидная форма машины была выбрана для увеличения грузоподъёмности.

Во время строительства «Маленького Вилли» Триттон и Вилсон начали работу над другим проектом, способным соответствовать новым требованиям министерства. Итогом сотрудничества стала новая боевая машина под названием Mark I, которую часто называли «Большой Вилли» или «Мать». Получившийся 30-тонный Mark I был продемонстрирован перед лордом Китченером и политиком Ллойдом Джорджем, после чего был получен заказ на изготовление ещё 100 танков. После войны всем изобретателям танков были присуждены государственные награды.

Кто Изобрёл Первый Танк. Первый танковый бой

Жертва первого танкового боя. Растерзанный Mark I

В феврале 1916 года начался набор мужчин в экипаж для испытаний новых машин. Наборы проводились секретно, и новобранцы понятия не имели, во что они ввязываются, за исключением того факта, что это было опасно. Боевые машины перевозились по железнодорожным путям в специальных контейнерах, на которых было написано «Tank», что можно перевести как «резервуар». Название прижилось, поэтому все эти боевые машины начали называть танками. 30 августа 1916 года во Францию были доставлены первые 50 танков, включая различное количество орудий. Экипаж танка состоял из 8 человек, половина из которых занималась рулевым управлением и механизмами.

15 сентября 1916 года самые первые танки были использованы в бою при Флер-Курселе, на Сомме, открыв новую эру механизированной войны. Однако эффективность боевых машин при их первом появлении была неоднозначной. Из 49 британских танков Mark I, развёрнутых во Франции, из-за внезапно возникших механических проблем, немецкие позиции смогла пересечь только 31 машина. Из 31 машины в настоящий бой смогли вступить только 9 танков. Многие из них сломались и были оставлены на поле боя. Немцы с успехом захватили танки, оставленные британцами на поле битвы при Сомме, и ввели в эксплуатацию модернизированные версии.

Из этого первого неудачного развёртывания можно было извлечь уроки, французская армия считала, что британцы использовали танки в слишком маленьком количестве, чтобы сделать существенный перевес на фронте. Тем не менее, успех танка в достижении полной внезапности и его потенциал для преодоления позиционной войны побудили британское командование заказать после битвы производство ещё 1000 единиц. Армии всё ещё не хватало офицеров, понимающих, как лучше всего можно использовать этот новый вид вооружения. Уже позже, в битве при Камбре, в 1917 году, танки действительно смогли показать, на что они способны и доказать свою эффективность при преодолении заграждений из колючей проволоки и прочих препятствий. В целом, танки Первой мировой войны не оказали особенно большого влияния на ход вооружённого конфликта, но эти машины прекрасно поднимали моральный дух бойцов. На войне это был немаловажный фактор.

Кто Изобрёл Первый Танк. Изобретение танка в других странах

Первый французский танк СА1 Шнейдер

Первый французский танк СА1 Шнейдер

По мере того, как улучшалось производство и надёжность, танки становились всё более эффективными и использовались в военных конфликтах в больших количествах, став совершенно обычным явлением на полях сражений. Другие страны, такие как Франция, также ускорили разработку своих танков. Французы создали свой первый тяжёлый танк СА-1 Шнейдер, который создавали в качестве аналога британских машин типа Mark I. Из 132 танков французы потеряли 76 танков в первом же сражении, на это повлияло плохое планирование боя и сложная местность. У тяжёлого Шнейдера была одна большая конструктивная проблема: его топливные баки находились спереди. Одним из самых первых и успешных французских танков можно назвать лёгкий танк Renault FT-17, который был первой бронированной машиной, которая могла похвастаться поворачивающейся башней.

Первый немецкий танк А7V

Первый немецкий танк А7V

Немецкие войска изучали брошенные на полях сражений британские танки, но немецкий генеральный штаб не испытывал энтузиазма по поводу этих, как им казалось, странных машин, и предпочёл потратить время на разработку противотанкового оружия. После битвы при Камбре немцы решили разработать свою собственную бронетанковую программу. Первый немецкий танк назывался А7V, и всего было выпущено 20 экземпляров этой техники. Этот железный монстр весил 30 тонн и имел экипаж из 18 человек, а его максимальная скорость составляла всего 8 километров в час. Германия не смогла производить большое количество этих танков, поскольку затраты были попросту не оправданы, в силу плохих характеристик и неэффективности на поле боя. Вместо этого немцы приложили все свои усилия, чтобы усовершенствовать и использовать уже имеющиеся захваченные ранее британские Mark I, для усиления своих бронетанковых сил.

Первый тяжёлый американский танк Mark VIII

Первый тяжёлый американский танк Mark VIII

Американцы тоже были заинтересованы в разработке танков. Генерал Джон Першинг, главнокомандующий американскими силами, в конце 1917 года потребовал, чтобы в США было создано не менее 500 тяжёлых и 1200 лёгких танков. Первым тяжёлым американским танком стал Mark VIII, 43-тонный монстр, вооружённый двумя пушками и пятью пулемётами. Машина управлялась экипажем из 11 человек и имела максимальную скорость 10,5 километров в час. Из-за возникших производственных трудностей до конца войны были завершены только испытательные машины.

Советский танк Т-18. Первые танки Советского Союза

Советский танк Т-18

Первый русский танк назывался «Русский Рено». Это был лёгкий танк, созданный на основе французского Renault FT-17, для поддержки пехоты на полях сражений. Выпуск этой боевой машины был начат в 1920 году, и несмотря на то, что танк состоял на вооружении Красной Армии в течение 10 лет, в боях он так и не поучаствовал. В 1924 году Советский Союз приступил к разработке собственного оригинального танка, которым вскоре стала модель Т-16. Несмотря на множество проблем Т-16, например, невозможность преодолевать траншеи шириной полтора метра и плохой манёвренности, эта модель танка заложила прочный фундамент для создания собственных оригинальных машин.

Высшими немецкими генералами после войны были высоко оценены танки союзных сил как основной фактор поражения Германии на поле боя, несмотря на это, эффективность танка как оружия была достаточно осознана только с началом Второй мировой войны.