Произведения Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли можно назвать одним из величайших художников-гуманистов раннего периода Возрождения. Его картины представляют собой вершину культурного расцвета процветающего общества, которое поощряло прогресс искусства, философии и литературы. На протяжении всей своей карьеры художника ему поручали рисовать множество совершенно разных сюжетов, но в основе своей работы он всегда стремился к красоте и добродетели. Сегодня мы рассмотрим лучшие произведения Сандро Боттичелли и познакомимся с самыми важными событиями из жизни итальянского художника.
Произведения Сандро Боттичелли. Краткая биография. Детские годы
В 1445 году родился мальчик, которого назвали Алессандро ди Мариано Филипепи, позже весь мир будет знать его как Сандро Боттичелли. Точная дата рождения будущего художника неизвестна, также как и большая часть его ранней жизни. Его отец Мариано ди Джованни работал кожевником и подавал налоговые декларации, в которых было отмечено, что в 1447 году Боттичелли исполнилось уже два года, отсюда историки и предположили приблизительную дату его рождения. Мама мальчика по имени Смеральда Филипепи была домохозяйкой и, помимо Сандро, воспитывала ещё троих детей. Боттичелли вырос и прожил всю свою жизнь в бедном районе Флоренции под названием Виа Борго Оньиссанти.
Согласно легенде, своё прозвище «боттичелли», что в переводе звучит как «маленький бочонок», Сандро получил от одного из своих старших братьев по имени Джованни. Этот псевдоним в последствии был выбран художником в качестве фамилии и в документах после 1470 года он везде упоминается как «Сандро Мариано Боттичелли».
Произведения Сандро Боттичелли. Обучение и работа
В конце 1450-х годов Боттичелли поступил в мастерскую Филиппо Липпи, который был известен своими простыми и красивыми картинами, одной из которых была «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Его необычайная чёткость линий и использованием женской фигуры оказали немалое влияние на будущий стиль Боттичелли, особенно это заметно по ранним работам художника, таких как «Мадонна Евхаристии», написанной около 1472 года.
В те времена ученики начинали учиться в возрасте двенадцати или тринадцати лет, поэтому вероятно, что Боттичелли достаточно рано начал своё художественное образование. Художник Липпи пользовался покровительством семьи Медичи, и уже совсем скоро Сандро также стал извлекать выгоду из этой связи. В 1464 году семья Боттичелли переехала на Виа Нуова, где они установили связь с богатым семейством Веспуччи. Америго Веспуччи был исследователем и путешественником. В 19 веке распространялась легенда о том, что Боттичелли использовал сестру Америго Симонетту в качестве прекрасной модели для многих своих картин, однако вряд ли это является правдой, поскольку Симонетта была уже мертва к тому времени, как Сандро начал рисовать их.
Первая документально подтверждённая картина Сандро Боттичелли называется «Аллегория силы» и была написана в 1470 году. Картина входила в серию под названием «Семь добродетелей», а остальные работы были написаны в мастерской Антонио дель Поллайуоло, которому была заказана эта работа. Бытовало мнение, что Поллайоло изучал анатомию тела по вскрытым трупам, поэтому у него очень хорошо получалось натуралистическое изображение человеческого тела, и это сильно повлияло на Боттичелли. Тем не менее, Сандро всегда воздерживался от излишнего натурализма, больше предпочитая искажённую фигуру, если она лучше соответствовала общей идее произведения. Ранние картины Боттичелли уже демонстрируют человеческую теплоту и нежность, которые будут отличать работы художника на протяжении всей его жизни.
Помимо работы с Филиппо Липпи, Сандро также работал в мастерской Андреа дель Верроккьо, который сегодня больше известен своими скульптурами, чем живописью. После более пяти лет обучения Боттичелли вернулся в дом своей семьи на Виа Нуова, где открыл собственную мастерскую, в которой начал активно работать.
Произведения Сандро Боттичелли. Зрелый период художника
В 1472 году Боттичелли присоединился к группе флорентийских художников под названием «Гильдия Святого Луки». В этот период Сандро создавал работы для церквей Флоренции, в том числе произведение «Поклонение волхвов», написанное в 1476 году для церкви Санта-Мария-Новелла, самого важного религиозного места города. На этой картине изображены портреты Козимо Медичи, его сыновей Пьеро и Джованни, а также других членов семьи Медичи. Считается, что на этой картине изображён единственный автопортрет художника Боттичелли. В мастерской Сандро взял себе в ученики Филиппино Липпи, сына Филлипо Липпи, с которым вместе написали несколько совместных работ. Нетрадиционным ходом Боттичелли завершил фреску Филиппино Липпи «Поклонение волхвов (1496), так как обычно ученик заканчивал работу мастера, а не наоборот.
Мастерская Сандро в то время стала самым популярным поставщиком Мадонн для частных коллекций и общественных мест Флоренции, и вскоре Боттичелли приобрёл большую популярность. Сам папа Сикст IV попросил у Сандро разрешение понаблюдать за украшением ещё совсем недавно завершённой «Сикстинской капеллы» в Ватикане. Для этого проекта Боттичелли создал серию фресок («Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея»), которые многие посетители очень часто не замечают, так как их взгляд притягивает знаменитый потолок Микеланджело. От папы Сандро получил хорошую сумму денег, которую, по свидетельству Джорджо Вазари, он быстро потратил во время своего пребывания в Риме.
Боттичелли находился в авангарде крупного сдвига в Западной Европе, когда средневековые «тёмные века» подходили к концу, в то время как гуманизм эпохи Возрождения и рациональные науки только начинали формировать совершенно новое мировоззрение, которое в будущем переросло в эпоху Просвещения. После поездки в Рим Боттичелли возвращается во Флоренцию, где начинает работу над своими самыми известными работами «Примавера» и «Рождение Венеры».
Козимо Медичи основал академию и призвал учёных всей Европы приехать во Флоренцию для обсуждения неоплатонической философии и гуманизма эпохи Возрождения. Классические сюжеты картин этого периода позволяют предположить, что Сандро был как-то связан с академией, но он никогда не был её членом. В науке, культуре и философии происходили мощные сдвиги, и картины Сандро Боттичелли придавали форму этому новому видению, предвещая появление современного мира. В этих картинах мы можем увидеть определённую напряжённость между средневековьем и современностью, первое были преимущественно христианскими, с искусством, которое было в значительной степени религиозным, декоративным и стилизованным; последнее рациональное, научное и прославляющее классическое искусство.
Боттичелли работал со многими известными художниками эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи отметил в своей книге, что Сандро не нравилась пейзажная живопись, потому что «бросая губку в холст, пропитанную разными цветами, можно создать пятно, в котором можно увидеть красивый пейзаж». Леонардо считал, что Сандро рисует очень плохие пейзажи.
Произведения Сандро Боттичелли. Поздний период творчества
В 1490-х годах Боттичелли арендовал небольшой загородный дом и ферму на окраине Флоренции вместе со своим братом Симоне. Сандро никогда не был женат и вёл холостяцкую жизнь. У него был покровитель Томмазо Содерини, которому Боттичелли признавался, что никогда не хотел бы иметь жену и считает брак большим горем.
После смерти Лоренцо Медичи и вторжения Карла VIII во Францию политический климат во Флоренции значительно изменился. Доминиканский монах Джираламо Савонарола, который критиковал мораль флорентийского общества в апокалиптических проповедях, начал оказывать значительное влияние на город, когда власть семьи Медичи ослабла. Взгляды Савонаролы были охотно приняты во Флоренции, когда город ещё не успел оправиться от эпидемии бубонной чумы. Многие граждане были максимально открыты для веры в то, что этот трагический эпизод был ничем иным, как божественным наказанием за их материалистический образ жизни. В этот период времени Боттичелли в основном пишет картины по религиозным мотивам, ведь Савонарола проповедовал, что художник должен трудиться исключительно во славу Бога.
Весь этот религиозный пыл завершился «костром Тщеславия» в 1497 году, в ходе которого, как предполагается историками, многие картины Боттичелли могли быть утеряны, а его единственными сохранившимися работами были те, которые уже находились во владении Медичи. «Костёр Тщеславия» — это регулярная борьба с нежелательными предметами: незаменимыми рукописями, древними скульптурами, картинами, бесценными гобеленами и другими произведениями искусства. В 1498 году Савонарола был пленён, обвинён в ереси, повешен на кресте и сожжён.
Картины художника Боттичелли 1500-х годов более мрачны и откровенно духовны, но они по-прежнему отмечены теплотой Сандро и яркостью его воображения. Многие учёные гадают, что же произошло с художников в этот период, некоторые считают, что он стал ярым последователем Савонаролы. Некоторые предполагают, что Сандро остался без работы к концу своей жизни, поскольку в моду вошли более научные, гуманистические художники. Художник Джорджо Вазари упоминал, что Боттичелли был беспомощным и растратил все деньги, которые удалось заработать и скопить в течении жизни, поэтому вполне вероятно, что свой жизненный путь Сандро Боттичелли закончил в бедности.
Боттичелли умер в 1510 году и был похоронен в часовне семьи Веспуччи во флорентийской церкви Оньиссанти, практически в нескольких метрах от места, где вырос и прожил всю свою жизнь. Прямо в церкви установлена памятная плита, на которой написано, что здесь похоронен Алессандро Филипепи.
Произведения Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов (1475)
Настало время узнать, чем же прославился Сандро Боттичелли в мире изобразительного искусства. Это одна из самых важных ранних работ художника Боттичелли. Её заказал Гаспаре ди Заноби дель Лама, который работал банкиром и строил часовню в церкви Санта-Мария-Новелли во Флоренции. Доподлинно не известно, почему дель Лама выбрал именно эту картину для украшения своей часовни, но, возможно, это случилось потому, что один из Волхвов, известный как «Каспар» или «Гаспаре», являлся его тёзкой. На картине в образе трёх волхвов изображены несколько членов влиятельной семьи Медичи, в том числе Козимо Старший и его сыновья Пьеро и Джованни, которые на момент картины уже были мертвы. Семья Медичи часто ассоциировала себя с волхвами из истории Рождества Христова, и каждое Крещение они проезжали по улицам города в их костюмах.
Между тем, Медичи были друзьями семьи дель Ламы и являлись важными покровителями самого Боттичелли. С другой стороны, написание подобных картин в то время было совершенно обычным делом, портреты знати указывали на важную связь искусства с деньгами и властью во Флоренции эпохи Ренесанса. Боттичелли был одним из первых художников, изобразившим «Поклонение волхвов» со святым семейством в центре, отодвинутым «вглубь» картины. В то время как другие персонажи расположены симметрично по обе стороны холста. Одна из особенностей этой работы заключается в том, что на картине изображён единственный автопортрет самого художника Боттичелли. Сандро стоит на правом краю картины и смотрит прямо на зрителя. Во время написания произведения ему было около 30 лет. Боттичелли изображает себя уверенным и деловитым, и его необычная уверенность оправдана совершенным стилем этой художественной работы, которая вполне сопоставима с некоторыми его более зрелыми шедеврами.
Внимание к деталям, таким как изображение одежды показывает нам, что уже на этом этапе своей карьеры Сандро впитал в себя влияние фламандской школы. В настоящее время картина расположена в Галерее Уффици, Флоренция.
Произведения Сандро Боттичелли. Весна (Примавера) (период с 1477 по 1482)
В западном искусстве это одна из самых известных картин, она изображает ряд фигур из классической мифологии где-то в апельсиновом саду. Бытует мнение, что художник представил фигуры в таком расположении исключительно по эстетическим соображениям. Это произведение считается одной из самых загадочных работ Боттичелли.
Картина представляет собой аллегорию о весеннем сезоне, что нам известно из названия, но в ней нет согласия относительно передаваемого сообщения. Можно предположить, что центральным персонажем картины является богиня любви Венера, в то время как три грации танцуют рядом с ней, а богиня цветов нимфа Хлорида преследуется фигурой ветра Зефира, прежде чем превратиться во Флору, что перекликается с поэмой Овидия «Фасты». Бог Меркурий стоит слева, а фигура Купидона парит над сценой, намереваясь выпустить свою весеннюю стрелу любви.
«Примавера» является одним из самых ранних примеров западной постклассической нерелигиозной живописи. Её вполне можно назвать одной из первых крупномасштабных европейских картин, которая не имела никакого отношения к христианству. Возможно, именно тогда зародилась идея искусства как удовольствия, а не религиозной проповеди. Особо сильно эта картина впечатляет в своём полном масштабе, её можно увидеть в галерее Уффици, во Флоренции.
Произведения Сандро Боттичелли. Венера и Марс (1485)
В этом панно Боттичелли в очередной раз обращается к мифологическому сюжету. Богиня любви Венера возлежит на траве, в то время как её возлюбленный бог войны Марс лежит перед ней спящий и безоружный. Несколько молодых божественных фавнов играют в сцене, пытаясь разбудить Марса, дуя ему в ухо раковиной. Так же на картине присутствуют несколько ос, которые могут быть отсылкой к семье Веспуччи, жившей рядом с Боттичелли, или могут ассоциироваться с укусами любви. Основной посыл можно охарактеризовать как «любовь всегда побеждает войну».
Марс уничтожен своим сексуальным контактом, ведь он наверняка заснул после любовных утех с Венерой, он безоружен и крайне уязвим, в то время как Венера спокойно смотрит на него, полностью одетая и бодрствующая. Она полна сил, в то время как Марс обессилен. На нём надета лишь небольшая полоска ткани, оставляя его почти обнажённое тело на виду у его возлюбленной, как бы косвенно становясь объектом желания на картине. Тем не менее, одетая Венера изображена столь же соблазнительно.
Венера, позирующая перед своим Марсом, по определению является языческой прелюбодейкой. Она физически крайне привлекательна, это подчёркивается чувственными изгибами и скульптурными поверхностями её тела. Боттичелли подчёркивает силу Венеры, при этом достаточно эротизирует её, показывая божественную красоту богини и привлекая внимание к женственному телу под её платьем. Это произведение искусства художника сегодня можно посмотреть в Лондонской Национальной галерее.
Произведения Сандро Боттичелли. Карта ада (1485)
Итальянский поэт Данте написал свою «Божественную комедию» между 1308 и 1315 годами, проживая во Флоренции. Его широко признали только по прошествии полтора века. В 1480-годах Боттичелли начал работать над серией рисунков, иллюстрирующих поэму Данте, 92 из которых сохранились, включая «Карту ада». Это подробное описание ада Данте, наказаний, ожидающие грешников и типы людей, отправляемых в каждый из девяти кругов ада. Это одно из четырёх полноцветных изображений в коллекции; остальные выполнены серебряной краской или обработаны чернилами.
Это необычная работа была задумана так, чтобы показать всю последовательность событий для каждой песни «Божественной комедии», которых всего 99. Это был невероятно оригинальный и современный способ приблизить иллюстрации к тексту. Обычно художник выбирает конкретную сцену или эпизод, в то время как Сандро захватывает всю поэму целиком, иногда повторяя ключевые фигуры в разных формулировках, чтобы выразить таким образом ход повествования. «Карта ада» амбициозно пытается охватить всю конфигурацию подземного мира.
Произведения Сандро Боттичелли. Рождение Венеры (1486)
Эта картина у многих является одной из самых любимых в творчестве Сандро Боттичелли. К концу жизни художник потерял былую популярность, а его репутация возродилась только в конце 19 века, с тех пор картина «Рождение Венеры» приобрела невероятную известность. На картине изображена богиня любви Венера, плывущая к берегу из моря на огромной раковине. Бог ветра Зефир, уносит её на сушу, в то время как нимфа уже ждёт её с накидкой, чтобы скрыть наготу и обогреть.
Как и чуть более ранняя «Примавера», «Рождение Венеры» является новаторским в представлении нерелигиозной сцены из классической мифологии. Включение обнажённого женского тела в натуральную величину было в те годы практически беспрецедентным в западной живописи. Обнажённая Венера пытается скрыть свою наготу, но не совсем удачно, при этом сохраняет определённую скромность, скрывая грудь рукой, а лобок своими длинными волосами.
Это отсылка художника к классической скульптуре очевидна, так как она стоит в позе контраппосто, перенося вес на одну ногу, что чаще всего было принято в греко-римском искусстве и подражало ранним итальянским художникам эпохи Ренесанса. Поза Венеры несколько преувеличена, поскольку анатомически это невозможно, фигура стоит на краю плавающей раковины. Этот акцент на символике и статусе сделан неспроста, Боттичелли делает отсылку к готической традиции, которая предшествовала эпохи Возрождения. Забавно, что самая известная и популярная работа Сандро стала олицетворением искусства Ренесанса несмотря на то, что картина отказывается от многих ключевых принципов более позднего движения в пользу эстетической красоты и общей идеи. Эту картину в её полную величину можно увидеть в галерее Уффици, во Флоренции.
Произведения Сандро Боттичелли. Клевета (1495)
Картина обладает почти сюрреалистическим качеством, с её декорациями, пустым небом и аллегорическими фигурами. Она была написана в поздние годы Боттичелли и является попыткой воссоздать утраченную картину древнегреческого художника Апеллеса, что указывает нам на восхищение Сандро классическим искусством.
Сцена представляет нам аллегорию, изображающую клевету, со всеми фигурами, которые представляют собой пороки и добродетели, кроме короля и обвиняемого, которых можно рассматривать как баланс сил. Слева мы видим фигуру женщины, очень напоминающую главную героиню картины «Рождение Венеры», на этот раз символизирующую фигуру Истины. Здесь она также изображена в позе контраппосто, указывая рукой на небеса.
Художник пытается подчеркнуть, насколько ошибочна клевета, как в аллегории, так и в обстановке. Сложная архитектура, спроектированная с учётом идеальных пропорций эпохи Ренесанса, дополнена скульптурами не только христианскими, но и языческими фигурами добродетели. Они смотрят как бы сверху вниз, оценивая всю происходящую сцену. Эта картина, как и многие другие произведения художника, в данный момент находится в галерее Уффици, во Флоренции.