Произведения Яна Ван Эйка
Кто-то называет его художником, кто-то алхимиком, а некоторые даже утверждают, что он маг — наследие художника Яна ван Эйка окутано большой тайной. Ему удалось добиться в своих художественных работах удивительного уровня реализма, ранее не встречающегося в мире искусства. В статье «Произведения Яна Ван Эйка» вам предстоит окунуться в удивительный мир изобразительного искусства и познакомиться с лучшими работами этого удивительного художника.
Переливающиеся драгоценные камни, пышный атлас и даже человеческая плоть передавалась с такой высокой степенью натурализма, что казалось, он создал новую художественную среду. Спустя столетие после его смерти художник и историк Джорджо Вазари изложил концепцию, в которой приписал голландскому художнику само изобретение масляной живописи. Это был миф, который, тем не менее, дожил до 19 века. Но даже после исчезновения этой легенды, художник сохранил за собой титул «Отец масляной живописи», и ему приписывают изобретение современного портрета, с его загадочной картиной «Портрет мужчины в красном тюрбане», которую мы обязательно затронем ниже.
Поиски чудесного секрета, как ему удавалось создавать настолько яркие и насыщенные работы, продолжаются уже много веков, путём создания различных разработок в области графических технологий, в поисках истинной формулы его блестящей и стойкой масляной среды. И вопросы, на которые, казалось бы, уже найдены ответы, приводят только к всё новым вопросам. Художник, и его незабываемые картины по сей день остаются заманчивой загадкой, разгадать которую не под силу никому.
Произведения Яна Ван Эйка. Детство
К сожалению, существует мало информации о самой ранней жизни Яна ван Эйка, и официально нигде не задокументирована точная дата его рождения. Большинство учёных и биографов датируют год рождения художника между 1385 и 1395 годами. Первое свидетельство о его жизни появляется между 1422 и 1424 годами, именно тогда в Гааге производились выплаты «Яну ден Малре» (Яну живописцу), который в те годы являлся придворным художником двора Иоганна Баварского.
Ян ван Эйк родился в небольшом городке Масейк, который находился в 22 километрах от Маастритха, столицы провинции Лимбург. Регион представлял из себя религиозный центр в период раннего средневековья. Считается, что у ван Эйка была сестра Маргарет и двое братьев, одного из которых звали Губерт (скончался в 1426 году), а другой носил имя Ламберт. Оба брата были художниками, и, вероятно, Ян учился изобразительному искусству именно у них. Предполагается, что Губерт взял на себя ответственность за художественное образование Яна и сделал его своим младшим учеником. Ламберт был младшим братом, он упоминается в поздних судебных документах и, как полагают некоторые историки, возглавил мастерскую Яна ван Эйка после его смерти.
Также не известно, где Ян получил образование, но он прекрасно знал латынь, использовал греческий и еврейский алфавиты, что говорит нам о том, что он изучал классику и имел неплохое образование. Такой уровень был в те времена достаточно большой редкостью среди художников, и это выгодно выделяло его среди других живописцев.
Произведения Яна Ван Эйка. Ранний период творчества
По прошествии шести веков до сих пор не утихают споры вокруг биографии художника и даже авторства некоторых его работ. Некоторые ранние работы ван Эйка считаются спорными. Например, миниатюры в «Турино-Миланском часослове» — иллюстрированном старинном манускрипте с собственной удивительной историей. Одна из частей этой рукописи попала во владение Иоганна Баварского, на службе которого в те годы находился Ян. Считается, что, будучи придворным художником Баварского, ван Эйк вместе со своим братом Губертом, могли иметь непосредственное отношение к иллюстрациям часослова.
Начало 1420-х годов стало поворотным временем для Губерта, который получил первый заказ на работу с «Гентским алтарём». В жизни Яна ван Эйка тоже случились глобальные перемены – он удостоился звания придворного художника Иоанна Баварского, что было невероятно почётно. О работе Гумберта свидетельствуют сохранившиеся документы с его именем, а положение Яна при дворе было задокументировано платежами, датируемыми 1424 годом. Именно по этим документам можно проследить раннюю биографию талантливых братьев-художников.
Благодаря появившейся официальной студии живописи и нанятым помощникам, репутация ван Эйка начала распространяться по всей Европе. Его инновационная техника нанесения тонких слоёв масляной краски придавала его произведениям невиданный доселе реализм. Однажды Джорджо Вазари написал: «Это было замечательное изобретение, которое приносило большое удобство для искусства живописи, открытие масляной краски». Вазари приписал Яну ван Эйку изобретение масляной краски и до 19 века многие верили в это. Однако до сих пор нет никаких убедительных свидетельств того, что художник Ян ван Эйк имел отношение к изобретению масляных красок, поскольку, например, подобные краски использовались в Северной Европе ещё до появления ван Эйка.
Позже художник Ян ван Эйк получил международное признание за тонкие изысканные детали в своих религиозных картинах и светских портретах, ему доверяли писать портреты самых влиятельных людей того времени, что способствовало неуклонному росту его популярности.
Произведения Яна Ван Эйка. Зрелый период жизни
После смерти Иоганна Баварского в 1425 году, его пост занял Филипп Добрый. Он взял Голландию под свою власть, вместе с владениями бывшего герцога и его придворных. Художник ван Эйк также был назначен к его двору, о чём свидетельствуют судебные протоколы. Это произошло 19 мая 1425 года, а в августе того же года Ян получил компенсацию за поездку из Брюгге в Лилль. Также художник получил почётную должность камердинера, которая давала ему официальный статус при дворе, необычайно высокий статус для художника в начале 15 века. Именно с этого момента его деятельность при дворе сравнительно хорошо задокументирована.
Благодаря исключительно высокооплачиваемой придворной работе и особенному общественному положению Ян ван Эйк имел определённую независимость от гильдии художников Брюгге, а также имел возможность выполнять свои собственные заказы, которых было немало. В 1427 году живописец отправился в город Турне на банкет, где встретился и познакомился с ведущими художниками Робером Кампеном и Рогиром ван дер Вейденом.
Филипп Добрый часто отправлял Яна с чрезвычайно доверительными миссиями, описанными в документах как «дальние и тайные путешествия». Сильная зрительная память художника позволяла ему помнить многих людей и различные исторические события, которые позже находили жизнь в его великолепных картинах. Примером может послужить его хорошо задокументированное дипломатическое путешествие в Лиссабон, которое произошло в 1428 году, где он написал два портрета принцессы Изабеллы Португальской. Изабелла должна была стать третьей женой Филиппа. Эти картины были немедленно отправлены герцогу, но, к сожалению, сейчас они утеряны, и остались только копии.
Такое большое доверие, оказанное ван Эйку во время этих важных путешествий, свидетельствует о близости и восхищении Филиппа художником. Даже несмотря на отсутствие формального образования, Ян умел читать и писать, демонстрируя свои хорошие знания латыни и иврита с помощью надписей на своих картинах. Ван Эйку приписывают создание самых ранних известных натуралистических изображений Луны в западном искусстве, они предшествовали работам Леонардо да Винчи на целых 85 лет. Изображение Луны появляется на следующих картинах: «Распятие и Страшный суд» (1420-1425), «Святая Варвара» (1437) и панно «Рыцари Христа», являющимся частью знаменитого «Гентского алтаря» (1426-1432).
Произведения Яна Ван Эйка. Поздний период жизни
К концу своей карьеры Ян ван Эйк и его современники сделали портретную живопись основным видом искусства. У художника было большое количество покровителей, которые часто заказывали у него портреты или картины на религиозную тематику. В своих более сложных композициях Ян мог создать убедительно единый и логичный мир с абсолютной физической неподвижностью, наполненный невероятной духовной энергией, что непременно выделяло его на фоне других художников тех лет. Итальянский антиквар эпохи Возрождения Кириако де Пицциколли писал, что картины ван Эйка кажутся «не искусством, созданным человеческими руками, а творением всемогущей природы».
В 1431 году Ян ван Эйк купил себе дом в Брюгге. Женился на женщине по имени Маргарет, которая была на 15 лет его моложе, у пары родилось двое детей. О Маргарет известно очень мало, а современные записи упоминают её как «Демуазель Маргарита». Бытует мнение, что она имела аристократическое происхождение, но была из низшей знати, о чём свидетельствует её одежда на портрете, которая является достаточно модной одеждой того времени, но не так роскошна как у невесты на картине «Портрет четы Арнольфини».
В 1434 году герцог Филипп был крестным отцом их первого ребёнка, которого назвали Филипп. Герцог увеличил Яну ван Эйку жалованье и подарил шесть серебряных кубков, изготовленных ювелиром в Брюгге специально для крещения ребёнка. Даже после того, как Ян ван Эйк умер, герцог Филипп Добрый продолжал поддерживать семью ван Эйков. Он увеличил выплаты вдове, которая получала деньги за продажу работ художника, а также помог её дочери попасть в женский монастырь. После смерти Яна его младший брат Ламберт завладел поместьем и мастерской, в которой оставалось множество незавершённых работ. Он проследил, чтобы все работы Яна были завершены в срок его подмастерьями. Художник Ян ван Эйк умер 9 июля 1441 года и был похоронен на кладбище собора Святого Донатиана.
Творчество Яна ван Эйка было мощной пробивной силой во фламандской живописи 15-го века, благодаря его инновациям в использовании оптической перспективы и работе с масляной краской. Постепенные переходы между цветовыми областями стали возможны благодаря замедленному высыханию масляной краски, что позволило более точно использовать цвета для изображения перспективы, глубокого пространства и реалистичного моделирования. Творчество Яна ван Эйка далеко пережило своё время, он оказал большое влияние на других известных художников. Однажды Альбрехт Дюрер сказал про «Гентский алтарь»: «Это самая драгоценная картина, полная мысли. Особенно хороши Ева, Мария и Бог Отец». Дюрер также, как и многие другие живописцы того времени, впитал в себя многие грани стиля ван Эйка.
Ян ван Эйк является ведущей фигурой ранней нидерландской живописи и считается, наряду с другими живописцами того времени, одним из лучших «фламандских примитивистов». Термин «примитивизм» впервые был использован в первые десятилетия 19-го века. И этот термин вовсе не означает что-то плохое, но символизирует чувство, хрупкость и христианскую мягкость, которые закладывались в картинах. Фламандский примитивизм определяется географией, реалистичным художественным стилем и отличается изысканностью техники масляной живописи.
Произведения Яна Ван Эйка. Святой Франциск получает стигматы (1430-1432)
Художник Ян ван Эйк славился как новатор в области реализма не только своей доскональной портретной живописью, но и своими великолепными панорамными пейзажами. Ван Эйк почти на 50 лет предшествовал натуралистическим пейзажам Леонардо да Винчи, а такие картины, как «Святой Франциск получает стигматы», наглядно демонстрирует использование Яном атмосферной перспективы и предвосхищают более поздний жанр барочной голландской пейзажной традиции. Художник поместил сцену в скалистых горах, но также включил в неё миниатюрный шумный город на расстоянии, используя свою особую технику микроскопической живописи. Стиль изображения города только подтверждает теорию о начале карьеры ван Эйка как миниатюриста.
Эта небольшая картина 13 на 15 сантиметров изображает важный момент во время 40-дневного поста, когда Святому Франциску было видение, и он получил стигматы распятого Христа. Стигматы, которые никогда не заживают, стали живым доказательством его святости. Свидетелем этого события является распятая фигура Христа, которая смотрит на монахов, Франциска и Льва, одетых в коричневые и серые одежды. Изображение истощённых фигур какое-то неуклюжее, и видно, как два монаха плохо вписаны в пейзаж картины. Вполне вероятно, что данную работу частично могли выполнять помощники художника.
Картины такого маленького размера иногда создавались в память об успешном паломничестве или в качестве переносного предмета преданности, что-то вроде амулета, чтобы сопровождать в путешествии. Эта картина является одной из самых ранних работ в искусстве Северного Возрождения, изображающей жизнь святого Франциска. Картина находится в музее искусств Филадельфии.
Произведения Яна Ван Эйка. Портрет мужчины в голубом шапероне (1430)
Небольшая по размеру картина маслом представляет собой пример элементов, типичных для светских портретов Яна ван Эйка. Сюда входит инновационная поза в три четверти на тёмном фоне, сильное ощущение света, которое подчёркивает характерные черты лица натурщика, и удивительная способность мастера передавать различные текстуры разных цветов. Обратите внимание, взгляд натурщика непоколебим, но задумчив, он смотрит прямо перед собой, и, судя по всему, совершенно не замечает присутствие зрителя.
Самым поразительным в этой картине является пристальное внимание художника к нюансам телесных тонов рук и черт лица позирующего, включая светлую двух или трёхдневную щетину на лице, повторяющуюся в ранних портретах мужчин Яна ван Эйка. Левая рука мужчины покоится на парапете, который первоначально совпадал с расписной рамой. В своей правой руке он держит кольцо, которое выступает из панели в мир зрителя. Слегка увеличенную голову натурщика украшает очень модный лазурно-голубой шаперон.
Подобные портреты заказывались для различных целей, начиная от празднования каких-то событий или просто создавались на память. Сегодня широко распространенно мнение, что эта работа, первоначально изображавшая ювелира, представляла собой картину, используемую для предложения руки и сердца. Портрет имеет размер 22 на 16 сантиметров, её можно было легко упаковать и отнести семье невесты. Мельчайшая детализация и очень тонкая дифференциация между качеством текстуры и освещения сделали работу Яна ван Эйка невозможной для подделки. Картина находится в Национальном музее искусств Румынии, Бухарест.
Произведения Яна Ван Эйка. Гентский алтарь (1432)
«Гентский алтарь» представляет собой монументальную полиптиховую картину, в центре темы которой Искупление и Спасение. Это произведение с очень непростой историей. 400 лет все считали, что это картина Яна ван Эйка, однако открытие 1823 года поставила эту атрибуцию под сомнение. Сам художник заставил многих усомниться с помощью своего письма, в котором говорилось: «Художник Губерт ван Эйк, лучше которого нет никого, начал эту работу; Ян, второй брат, с искусством завершил её». После смерти Губерта в 1426 году работа над алтарём продолжалась под руководством Яна ван Эйка. Большинство учёных и историков согласны с тем, что заслуга в этой важной работе должна быть разделена между двумя братьями; до сих пор исследователи спорят о том, где именно проходит грань между вкладами двух художников.
Сочетание бесконечной детализации и эпического масштаба картины знаменует собой выдающееся достижение братьев ван Эйков. «Гентский алтарь» состоит из 24 отдельных панелей, причём 12 из них видны независимо от того, открыт алтарь или закрыт. Центральной темой алтаря Яна ван Эйка является Благовещение, происходящее на нескольких панелях в среднем ярусе, которое иногда называют часовней. Ангел Гавриил произносит фразу, написанную золотом на панели: «Радуйся, кто полон благодати, Господь с тобой», а далее следует ответ Девы Марии, написанный вверх ногами, который гласит: «Вот служанка Божья» Господи». Героев окружают повседневные предметы, наполненные символическим значением, например, белые лилии, которые держит Гавриил, символизирующие чистоту Марии, с сияющим голубем над ней — символом Святого Духа. Через окна художник изображает современный вид города Гента, соединяя священный момент с текущим днём. За всем этим наблюдают пророки Захария и Михей, а также несколько языческих провидцев, связанных с видениями миссии; прямо под ними располагаются пара статуй, изображающих святого Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Когда полиптих открыт, то становится очевидным полное влияние достижений ван Эйка. По сравнению со скромной окраской закрытого алтаря, внутренняя часть сцены обильно окрашена в яркие цвета. На центральной панели нижнего яруса изображена толпа, символизирующая Восемь Заповедей Блаженства, которая собралась вокруг алтаря, где происходит жертвоприношение Агнца. Слева за пророками следуют патриархи Ветхого Завета; справа апостолы Нового Завета преклоняют свои колени перед священной жертвой, за которыми следуют ведущие деятели церкви, одетые в царственные одежды. На торцевых панелях слева изображены рыцари Христа, такие как император Карл Великий и Людовик IX.
Центральная панель алтаря называется «Поклонение мистическому Агнцу». Святую Троицу символизирует голубь Святого Духа в сияющем ореоле, парящий в небе над ягнёнком на жертвенном алтаре, символ, давно связанный с Христом. Кровь агнца стекает в чашу, вызываю Евхаристию, на переднем плане нам показан восьмиугольный фонтан, который представляет вечную жизнь, а восьмигранный многоугольник представляет пересечение неба и земли. Горизонт очерчен густыми рощами деревьев и изящным готическим городским пейзажем.
Произведения Яна Ван Эйка. Портрет мужчины в красном тюрбане (1433)
Ян ван Эйк был одним из первых художников, создавших большое количество светских портретов аристократов и меценатов Европы. Портреты художника были не только очень подробными, но им также было введено новшество в позу, которая сейчас считается как само собой разумеющееся, — ракурс в три четверти. В религиозной живописи и изображениях королевских особ того времени фигура обычно была обращена прямо к зрителю. Из его сохранившихся портретов эта картина является самой ценной, поскольку считается, что она представляет ещё один новый жанр: автопортрет.
Не только позиция, но и рамка придают убедительность этому аргументу. Сама деревянная рама представляет собой произведение искусства, поскольку окрашена так, чтобы выглядеть как будто позолоченной, с надписью внизу: «Ян ван Эйк создал меня 21 октября 1433 года», а сверху написан его личный девиз: «Как я могу». Поговаривают, что этот девиз относится к известной пословице того времени, которая гласила: «Как я могу, но не так, как я бы хотел». Поэтому надпись как бы сочетает в себе гордость за свои достижения, но с определённой скромностью. Использование личного девиза — это черта, обычно ассоциирующаяся с аристократическими и правящими классами, и к тому же подразумевает высокий статус художника. Подобный девиз был добавлен всего к нескольким работам Яна, одной из которых является портрет его жены. Это вполне может означать, что портрет принадлежит какому-то очень близкому родственнику художника, либо ему самому.
Пристальный взгляд направлен прямо на зрителя и предполагает сосредоточенность художника, когда он создаёт произведение искусства по своему образу и подобию. Жанр автопортрета был визитной карточкой художников со времён эпохи Возрождения, представляя возможность продемонстрировать свой необыкновенный талант и художественный стиль. Сегодня эта картина находится в Национальной галерее Лондона.
Произведения Яна Ван Эйка. Портрет четы Арнольфини (1434)
«Портрет четы Арнольфини» — одна из самых известных картин в истории европейского искусства. Эта картина стала известна только спустя столетие после своего создания. Двойной портрет в полный рост изображает богатого мужчину и молодую женщину в слегка затемнённом интерьере, держащихся за руки. Правая рука мужчины поднята вверх, как будто в знак приветствия или принятия клятвы, когда он смотрит слегка влево. Женщина, чуть опустив голову, смотрит прямо на него. Тонкое взаимодействие света и тени создаёт атмосферу безмятежной интимности. Контролируемый источник света, проникающий через окно слева от зрителя, вкупе с тенями помогли объединить композицию, характерную для натурализма ранней фламандской живописи. Исключительная виртуозность художника наиболее ярко проявляется в золотой люстре и выпуклом зеркале на стене, подтверждающих высокую номинацию, данную Яну ван Эйку как «отцу масляной живописи».
В раннем Ренессансе портрет в полный рост был довольно редким явлением, а позже оказал большое влияние на несколько поколений художников. Картина является предметом спора среди учёных и искусствоведов относительно того, кто, зачем и почему заказал эту картину. Личность женщины и мужчины на холсте долгое время оставались загадкой. Подобно многочисленным портретам, написанным ван Эйком, картина служит иллюстрацией растущего богатства и автономии среднего класса во фламандском обществе.
В 1934 году историк Эрвин Панофский выдвинул теорию о том, что на этой картине изображены брачный обет между богатым Арнольфини и его молодой женой. Согласно теории историка о «скрытом символизме», каждый объект в сцене был наполнен иконографическим значением. Ожидалось, что зрители поймут двойной смысл образов, но вместо традиционной символики художник использовал повседневные предметы для иллюстрации определённых значений, основанных на общепринятом знании определённых метафор.
Например, маленькая собачка, была не любимым домашним животным четы, а символом верности, и вполне подходила для того, что историк Панофский считал сценой бракосочетания. Также, по его теории, дополнительные изображения, подтверждающие идею брака, включают в себя одинокую горящую свечу в подвесном канделябре, символизирующую присутствие Бога на этом священном событии, отброшенные башмаки мужчины указывают на то, что это событие происходит на святой земле, в то время как апельсины на сундуке под окном могут означать плодородие. Поскольку для этого события непременно требовались свидетели, то ван Эйк приводит их в этом портрете.
На задней стене комнаты есть небольшое выпуклое зеркало, отражающее спины пары и ещё двух человек, которые, судя по всему, наблюдали за этой церемонией, и, один из которых, носит сложный красный тюрбан. На стене над зеркалом художник написал послание сложным шрифтом, которое гласит: «Ян ван Эйк был здесь в 1434 году». Это, кстати, единственный пример, когда подпись художника присутствовала на самой картине, а не на рамке. Замысловатый красный тюрбан в отражении, наряду с характерной подписью, намекает нам, что в зеркале скорее всего сам ван Эйк.
Поначалу теория историка получила широкое признание, но со временем появились и другие интерпретации, которые пролили свет на тему этой необычной картины. Сцену интерпретировали как объявление о помолвке, а некоторые считали, что она показывает демонстрацию богатства торговца, и даже были кощунственные утверждения, что тема была насмешкой над понятием верности и брака, в некоторой степени основанная на заведомо неверном поведении оригинального Джованни Арнольфини. Позже была выдвинута версия, что картина была посвящена памяти молодой жены Джованни, Констанцы Тренты, которая умерла всего за год до завершения картины. Однако до сих пор загадка этой картины не разгадана. Сегодня она выставлена в Национальной галерее Лондона.
Произведения Яна Ван Эйка. Мадонна канцлера Ролена (1435)
На протяжении всей своей жизни Ян ван Эйк создал множество религиозных картин. На этой картине изображён канцлер-даритель, который, судя по всему, приветствует Мадонну с младенцем Христом. Это полотно было заказано Николя Роленом, влиятельным человеком и покровителем искусств в Нидерландах. Ролен владел обширными виноградниками в Отёне и служил канцлером Филиппа Доброго. Картина почти квадратная 66 на 62 сантиметра, её заказали повесить в приходской церкви канцлера Нотр-Дам-дю-Шапель в Отёне, где она находилась до большого пожара в 1793 году, когда здание сгорело почти целиком. Чуть позже, в 1805 году, произведение искусства перенесли в Лувр.
Иконография мадонны Ролена столь же сложна, как и «Портрет четы Арнольфини», поскольку понятие «скрытый символизм» может быть в равной степени применим и здесь. Есть явные и не очень ссылки как на Ветхий, так и на Новый Завет, которые создают дополнительные слои смысла между рисунками. Торжественный канцлер, одетый в одежду из золотой парчи, отделанную мехом норки, изображён на коленях, поклоняющимся младенцу Иисусу и Деве Марии. Центральное положение Марии подчёркивается её богато украшенным бархатным одеянием с вышивкой, и королевской короной, украшенной драгоценными камнями, которую несёт ангел с радужными крыльями, символизирующими связь между небом и землёй.
Иисус благословляет Ролена жестом благословения, держа серебряный шар, символизирующий мир, с золотым крестом в знак его земной и духовной власти на всем существующим. Три арки визуально связывают фигуры, создавая отсылку к Святой Троице. Резные фигуры на капителях колонн изображают сцены, начинающиеся с Книги Бытия и заканчивающиеся грехопадением человека и изгнания его из Райского сада. Поэтому повествование на этих колоннах читается слева направо от земного греха, олицетворяемого Николя Роленом, к духовной благодати и спасению, представленным святыми фигурами.
Общая черта религиозных картин ван Эйка — воображаемое архитектурное пространство, расположенное внутри обширного и в равной степени вымышленного пейзажа. Пейзаж города наводит на мысль о Нидерландах, но, на самом деле, не соответствует ни одному известному местоположению. За канцлером находится деревня, окружённая пышными холмами, что, вполне возможно, указывает на владения Ролена, в то время как по другую сторону того, что некоторые исследователи называют «рекой жизни», находится богато украшенный готический собор. Ян ван Эйк использовал романский стиль архитектуры для обозначения как Ветхого Завета, так и нашего бренного мира, в то время как готика представляла Новый Завет и славу Небес.
Арки обрамляют пейзаж, буквально создавая картину в картине, общий мотив фламандского искусства. Очаровательный маленький закрытый сад, наполненный птицами и цветами, каждый из которых имеет своё символическое значение: лилии символизируют чистоту, пионы — Рай, а дикие розы символизируют страдания Девы Марии. Зрителя поражают различие между внутренним и внешним освещением, с изысканностью, сравнимой с поздними работами английских романтиков. Золотисто-розовый свет восходящего солнца контрастирует с более прохладным освещением внутреннего пространства. По мосту, рядом с небольшой группой павлинов, средневековых символов бессмертия и всевидящего ока Бога, две человеческие фигуры смотрят на обширную перспективу. Одна из этих фигур носит яркую красную шаперону, что заставляет задуматься, не вставил ли художник себя в эту потрясающую композицию. Сегодня данное произведение искусства можно увидеть в парижском Лувре.
Произведения Яна Ван Эйка. Святая Варвара (1437)
Это поздняя и довольно необычная работа Яна ван Эйка. Не законченная картина, но рисунок, выполненный светлым маслом и чёрным пигментом. Создавать подобные картины достаточно сложно, поскольку ни одна линия не может быть стёрта, а также отсутствует возможность добиться истинного чёрного цвета. До сих пор до конца не понятно, законченный это рисунок или нет. Немецкий искусствовед Фридрих Вилькен считает, что картина представляет собой законченную работу, поскольку не один предварительный рисунок не содержал бы столько мельчайших деталей.
На картине изображена молодая святая Варвара, женщина сирийского происхождения, которая жила во времена правления императора Максимиана, незадолго до принятия христианства Римом под властью императора Константина Великого. По легенде, её красота была настолько велика, что отец запер её, чтобы сохранить в безопасности от посягательств влюблённых мужчин, и заходить к ней позволялось только ему или тем, кто находился под его контролем. После нескольких лет такой изоляции, отец позволил ей покинуть башню крепости. Вскоре после этого она сталкивается с христианством и тайно становится адептом незаконной религии.
Отец-язычник и городские власти пытались морить девушку голодом, применяли всяческие пытки, но так и не смогли заставить её сойти с пути веры. После её провели по городу мученицей, в неё плевали и бросали камни, а после, собственный отец обезглавил дочь, за что в качестве возмездия был поражён молнией. Святая Варвара была популярной темой для художников поколения Яна ван Эйка. Например, вы можете увидеть Святую Варвару на триптихе известного фламандского художника Робера Кампена под названием «Верльский алтарь» (1438)
Будучи иконой красоты, Варвара имеет узкие плечи, типичные для женской фигуры, и одета в одежду, похожую на академическую мантию с широкими рукавами, поверх платья, присборенного на талии. Три женщины позади неё и справа от зрителя наблюдают за строительством, каждая из них одета в шляпу. Поскольку Варвара является девушкой, её голова не покрыта. Она изображена читающей с пальмовой ветвью в левой руке, символизирующей её победу над смертью. Верхние области картины изображают строящийся готический собор. Это отсылка к части легенды, по которой она приказывает рабочим изменить проект строительства её отца, включив в него три окна, символизирующих Святую Троицу. Сегодня эту замечательную картину можно увидеть в Королевском музее изящных искусств Брюсселя, Бельгия.
Произведения Яна Ван Эйка. Мадонна в церкви (1438-1440)
Религиозные произведения Яна ван Эйка насыщенны невероятным количеством мелких деталей. Свет заливает интерьер великолепного готического собора, где предстаёт впечатляющее видение Девы Марии с Младенцем. Большинство историков рассматривают эту панель как левое крыло когда-то украденного диптиха. На оставшейся панели Мадонна изображена как Небесная Царица, в царственной короне, усыпанной драгоценными камнями, одетая в шикарный королевский наряд: красное платье, символизирующее будущую жертву Христа, покрытое тёмно-синей мантией с золотой вышивкой. Она укачивает младенца Христа, который ведёт себя точно также, как любые другие дети в его возрасте. Может даже показаться, что художник превратил религиозный жанр в почти светский, хотя и царственный образ. Но при ближайшем рассмотрении нам многое раскрывается.
Стиль Яна ван Эйка неизменно фокусируется на впечатляющей высокой степени реализма, до сих пор непостижимой в искусстве живописи. Несмотря на убедительную структуру религиозных картин художника, большинство церковных интерьеров, изображённых в его работах, полностью вымышлены. Масштаб Мадонны с Младенцем непропорционален её окружению, она стоит выше, чем даже арки большой галереи. Менее очевидными являются пятна света, ведь традиционно церкви ориентированы на восток, но источник света показан струящимся с Севера, что физически невозможно. Таким образом свет не принадлежит нашему миру, а символизирует Мадонну как источник духовного света.
Особая техника художника и его внимание к реалистичным деталям показывает его, как человека, сделавшего решительный шаг за пределы религиозного искусства раннего средневековья. В картине присутствуют специфические черты, присущие международному готическому стилю, такие как стиль церковного интерьера и определённый изгиб фигуры Мадонны, что позволяет художнику твёрдо оставаться в рамках готической традиции. Сегодня это произведение искусства находится в Берлинской картинной галерее.