Редкие Музыкальные Инструменты
Музыка существовала на всей протяжённости истории человечества. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что музыка и музыкальные инструменты прошлого очень сильно отличались от их современных аналогов. Музыканты постоянно внедряют инновации и находят способы экспериментировать с новыми звуками, которые радуют наш слух. Но существовали некоторые достаточно редкие и причудливые музыкальные инструменты, некоторые из которых мы уже никогда не сможете увидеть. Возможно, они вышли из моды из-за их размера, звучания или практичности. В статье «Редкие Музыкальные Инструменты» мы расскажем о самых причудливых и редких инструментах, которые сегодня уже невозможно увидеть.
Кахон
Кахон — это ударный музыкальный инструмент, имеющий форму коробки или выдвижного ящика с отверстием в задней части. На нём играют, ударяя по передней или задней пластине. В некоторых случаях вместо рук применялись молоточки или специальные барабанные палочки. Впервые барабан кахон появился в Перу в самом начале девятнадцатого века. Есть несколько теорий появления этого ударного инструмента. Некоторые считают, что кахон был позаимствован из африканских ударных инструментов и привезён рабами. Другая теория заключается в том, что рабов заставляли носить в коробках фрукты и другие товары, и когда у них оставалась свободная минутка для отдыха, то они использовали ящик для музицирования, что в конечном итоге привело к созданию кахона.
Этот инструмент очень популярен в перуанской музыке, особенно в афроперуанской музыке. Кахон имеет уникальное звучание, которое иногда используется во фламенко и джазе. Если говорить об устройстве кахона, то инструмент состоит из пяти стенок — двух боковых, задней, нижней и верхней. Барабан изготовлен из прочных пород дерева, поэтому он легко выдерживает человеческий вес. На кахоне можно играть, поставив его на пол или непосредственно сидя на нём, при этом благодаря использованию специальных струн внутри барабана, инструмент может выдавать большое разнообразие тембров.
Самбика (Самбука)
Струнный музыкальный инструмент самбика первоначально был изобретён в Древней Греции. Это был небольшой инструмент с четырьмя струнами, на котором, как правило, играли женщины. Внешне самбика была схожа с треугольной арфой и издавала пронзительные звуки высокого регистра, поэтому вызывала ассоциации «женского инструмента». Сегодня существует множество теорий происхождения самбики, и трудно сказать, какая из них более правдива. Некоторые её изобретение приписывается диким пещерным людям, кто-то считает, что инструмент был изобретён человеком по имени Самбикс, но как было всё на самом деле уже никто не узнает, ведь самбика появилась так давно, что уже трудно отличить факт от вымысла.
В третьем веке нашей эры античные авторы описывали осадное орудие под названием самбука, которое было названо в честь инструмента, поскольку имело внешнее с ним сходство. Одно можно сказать точно, самбика — один из самых загадочных и причудливых инструментов все времён.
Дудук
Редкие музыкальные инструменты всегда были лакомым кусочком для истинных ценителей оригинального, ни на что не похожего звучания. Дудук является именно таким духовым древнеармянским инструментом. Он обладает непревзойдённым мягким звучанием и часто используется в современной музыке. Впервые инструмент дудук был упомянут в пятом веке нашей эры историком Мовсесом Хоренаци. Он использовался не только на территории Армении, но и по всему региону Ближнего Востока и Кавказа. Дудук — инструмент с двойным язычком; самые ранние его версии часто изготавливались из кости, но более современные версии создаются из абрикосового дерева. Язычок у дудука больше, чем у многих других инструментов с двойным язычком, например фагота или гобоя.
Ещё одна необычная особенность этого инструмента заключается в том, что на нём почти всегда играют парами. Один музыкант играет мелодию, в то время как другой наигрывает устойчивый ритм. Несмотря на то, что в наши дни дудуки встречаются достаточно редко, они являются важной частью армянской культурной истории.
Никельхарпа
Название инструмента никельхарпа можно перевести как «клавишная арфа». Он был изобретён в Швеции и является древнейшим музыкальным инструментом, поскольку первое упоминание о нём датируется 1350 годом. Внешне имеет большое сходство со скрипкой, однако содержит в своём устройстве не только струны, но и клавиши. Неизвестно скольким количеством струн обладал оригинальный инструмент, но его современный аналог имеет 16 струн: двенадцать резонансных, одну монотонную и три струны мелодии. Помимо этого, музыкальный инструмент никельхарпа имеет 37 клавиш.
Никельхарпа удерживается на музыканте с помощью ремешка, который надевают на шею, в то время как правая рука держит инструмент на месте. В правой руке музыкант держит короткий смычок, а левой рукой зажимает клавиши. Звук инструмента похож на звук скрипки, но с гораздо большим резонансом. Со временем дизайн оригинальной никельхарпы был утерян, современный инструмент имеет некоторые отличия от оригинала и сегодня он является национальным музыкальным инструментом Швеции.
Саранги
Выбирая необычные редкие музыкальные инструменты, совершенно невозможно пройти мимо индийского саранги. Он уникален не только своим необычным дизайном, но и звучанием. При игре музыкант держит саранги вертикально и играет на нём с помощью короткого смычка. Этот редкий инструмент изготавливается из красного кедра и покрывается пергаментом из козьей кожи. Ещё одна вещь, которая делает саранги уникальным инструментом, — это три звуковые камеры, вырезанные в его корпусе. Эти камеры добавляют резонанса и меняют звучание инструмента до неузнаваемости.
На саранги играют как на виолончели, хотя он намного меньше, поэтому часто музыканты кладут инструмент к себе на колени, либо играют сидя, находясь в «позе лотоса». По сравнению с другими музыкальными инструментами из нашего списка, саранги был изобретён сравнительно недавно, в 1865 году и сегодня редко встречается за пределами Индии.
Крота (Смычковая лира)
Крота — это струнный старинный инструмент валлийского происхождения. Не известно точное время изобретения этого музыкального инструмента, но учёные предполагают, что крота появилась ещё в первом веке нашей эры, а первое упоминание принадлежит венецианскому поэту Венанцию Фортунату, жившему в шестом веке. Инструмент представляет собой короб с плоским грифом и шестью струнами разной толщины. Исторические рисунки показывают нам, что музыканты прижимали нижнюю часть инструмента к груди и надевали специальную верёвку на шею. Внешне инструмент похож на скрипку, но более большого размера, с плоским корпусом и большим количеством струн. Крота в древние времена был одним из самых популярных струнных инструментов на протяжении многих веков, наряду с арфой и литаврами.
Сегодня созданы современные версии смычковой лиры, несмотря на это, считается, что в мире сохранилось всего четыре оригинальных музыкальных инструмента. Все они находятся в следующих музеях: национальном историческом музее Сент-Фаганс в Великобритании, национальной библиотеке Уэльса в Великобритании, музее и художественной галерея Уоррингтона в Англии и музее изящных искусств в Америке. Сегодня интерес к смычковой лире возрождается, и некоторые современные музыканты используют этот оригинальный инструмент в своих произведениях.
Эрху
Когда мы говорим про редкие музыкальные инструменты, то непременно представляем себя нечто совершенно странное и обладающее причудливой формой. Именно так выглядит эрху — старинный музыкальный инструмент Китая. История эрху насчитывает более 3000 лет. Этот смычковый инструмент состоит всего из двух металлических (иногда шёлковых) струн и смычка, он используется как в сольном исполнении, так и в составе оркестра. Смычок представляет собой деревянную бамбуковую палочку, с тетивой из конских волос. Необычный звук эрху используется не только в традиционной китайской музыке, но также и в современных аранжировках. Сам инструмент довольно маленький и имеет причудливый дизайн.
Самым известным китайским композитором эрху считается Лю Тяньхуа, который написал множество пьес и упражнений для этого древнего музыкального инструмента.
Гу
Такое странное название носит старинный музыкальный двухструнный инструмент родом с Шетландских островов. Впервые гу был описан в 1809 году писателем по имени Артур Эдмондстон. Этот инструмент имел внешнее сходство со скрипкой, но имел только две струны, сделанные из конских волос. Играли на гу также как на виолончели. Инструмент был почти забыт, однако в 2007 году композитор Корвен Брох решил возродить гу для современных музыкантов, для чего начал производство инструмента. Реконструкция была основана на скандинавском дизайне смычковой лиры и сохранившихся письменных описаниях гу.
Сегодня уже трудно судить, насколько современный гу похож на своего оригинального предка, однако инструмент даёт музыканту очень оригинальное звучание как в составе оркестра, так и в сольном исполнении. Благодаря участию многих небезразличных людей, сегодня каждый человек может насладиться звучанием этого старинного уникального инструмента.
Литуус
Литуус — это древний духовой инструмент, созданный не для получения удовольствия от музицирования, но для устрашения врага и воодушевления союзников. Изначально литуус создавался как боевой рог для армии. Оригинальной чертой литууса является его большой размер. Этот боевой рог доходил до 3 метров в длину, что вызывает вопрос, как вообще его использовали? Внешне римский литуус имел сходство с пастушьим посохом и больше ассоциировался с жертвоприношениями, чем с музыкальным инструментом.
Дизайн литууса со временем был утрачен, поскольку спала его популярность, но современные учёные Эдинбургского университета смогли воссоздать его в 2009 году. Им впервые удалось создать музыкальный инструмент литуус и услышать его звучание, после почти 300 лет забвения. Увидеть литуус можно на 6 минуте следующего видеоролика.
Цимбалы
Цимбалы — один из старейших средневековых музыкальных инструментов. Он представляет собой инструмент трапециевидной формы, звук из которого извлекается путём удара несколькими деревянными молоточками или колотушками. Цимбалы являлся очень распространённым инструментом древности, и встречался у народов Восточной Европы, Польши, Белоруссии и России. Инструмент состоит из 125 струн, что сильно отличает его от вышеописанных струнных инструментов. Струны разделены на группы от трёх до пяти струн в каждой. Каждая такая секция предназначена для создания уникальной высоты звука. Музыкант играет на инструменте, ударяя по струнам мягкими молоточками. Цимбалы также использовал мост для разделения струн и создания более воспроизводимых тонов. Это достаточно сложный процесс для такого старинного инструмента.
Ещё одной уникальной особенностью музыкального инструмента цимбалы можно назвать тот факт, что все его струны сделаны не из привычного конского волоса или шёлка, а из металла. Инструмент располагался горизонтально. и был предшественником многих других цимбал.