Самурайский Путь Юкио Мисимы
Писатель Юкио Мисима настолько же знаменит, насколько и печально известен благодаря шокирующему публичному самоубийству, совершённого после захвата заложников с помощью собственного националистического ополчения под названием «Общество щита». В статье Самурайский Путь Юкио Мисимы мы рассмотрим жизненный путь этого незаурядного человека, оставившего большой след в мировой литературе и по сей день являющегося одним из лучших писателей Японии.
Самурайский Путь Юкио Мисимы. Одарённый мальчик
Будущий писатель Кимитакэ Хираока, которого все мы будем знать под псевдонимом Юкио Мисима, родился 14 января 1925 года в городе Токио, Япония. Отец Кимитакэ, Адзусы Хираоки, работал в Министерстве сельского хозяйства, в то время как мать была домохозяйкой. До двенадцатилетнего возраста Кимитакэ воспитывался своей бабушкой Нацуко, которая была редкой ценительницей японского театра кабуки и писателя Кёки Идзуми, именно она привила маленькому Юкио любовь к искусству.
Он никогда не стремился заводить дружеские отношения со сверстниками и иногда подвергался нападкам с их стороны. Юкио очень часто болел, потому редко виделся с другими детьми, к тому же бабушка очень часто ограничивала общение ребёнка, предпочитая, чтобы он больше читал книги, чем бегал по улице. Надо сказать, читать книги Кимитакэ очень любил, проводя за этим занятием порой целые дни, что крайне благоприятно сказалось на личности будущего писателя.
Кимитакэ посещал достаточно престижную школу, так как родители старались дать мальчику хорошее образование, позже он скажет, что это было не самое хорошее решение и что очень жалеет о проведённых в этом заведение годах. Единственное его отдушиной было участие в литературном обществе школы, благодаря которому будущий писатель смог развить большие способности к литературе. Его выступления так понравились, что вскоре ему предложили написать рассказ для престижного литературного издания Bungei-Bunka. Совсем скоро Юкио написал свой первый рассказ под названием 花ざかりの森/Hanazakari no Mori, который был опубликован в 1944 году очень ограниченным тиражом, так как сказывался сильный дефицит бумаги из-за войны.
Самурайский Путь Юкио Мисимы. Трагические события
После окончанию школы, по наставлению отца, Юкио поступил в Токийский университет на факультет юриспруденции, где начал изучать немецкое право. В это же время юноша увлёкся немецкой литературой и философией Фридриха Ницше. Именно в этот период с Кимитакэ происходит ряд трагических событий, которые в корне меняют его взгляд на жизнь.
Вследствие капитуляции Японии во войне с США, закончил жизнь самоубийством критик Дзэммэй Хасуда, который являлся для Мисимы духовным наставником. Спустя несколько месяцев от тифа умерла семнадцатилетняя Мицуко, младшая сестра Юкио. Приблизительно в это же время Юкио переживает расставание со своей первой любовью в жизни, красавицей Кунико Митани.
В этот промежуток времени Юкио требуется восстановить душевное равновесие, для чего он с остервенением бросается на написание небольших рассказов, что вскоре позволяет ему совершить…
Самурайский Путь Юкио Мисимы. Литературный дебют
До того, как стать писателем, Юкио Мисима, насмотревшись на подвиги героев войны, мечтал стать пилотом-камикадзе и погибнуть за свою родину. Желание отдать свою жизнь за высшую идею, совершить крайнее самопожертвование, будет преследовать Мисиму всю его жизнь. В 1946 году Юкио показал свои рукописи известному японскому писателю Ясунари Кавабате, попросив содействия в их издательстве. Вскоре рассказы появились в нескольких изданиях, что было очень хорошим дебютом для начинающего автора. Мисима начинает посещать различные литературные общества, где становится популярен благодаря своим эпатажным высказываниям.
В 1947 году, закончив Токийский университет и не найдя работы по специальности, Мисима устроился работать в Министерство финансов своего отца. Именно в это время он пишет своё первое крупное произведение под названием «Вор». Работа чиновником и постоянная писательская деятельность очень изматывали Юкио, — он плохо питался, мало спал и постоянно находился в стрессовом состоянии. Поэтому остро встал вопрос о выборе будущей деятельности, и Юкио выбрал литературную стезю, о чём в последствие никогда не жалел.
В 1949 году публикуется скандальный автобиографический роман «Исповедь маски», где главный герой, мальчик-подросток, начинает испытывать глубокое влечение к мужчинам, а чтобы скрыть своё увлечение, начинает ухаживать за девочками. Книга была высоко оценена японскими критиками, что позволило Мисиме занять своё особое место в современной японской литературе. Автор сентиментален и романтичен, а эстетика в его книгах преобладает над всем остальным. После были написаны «Жажда Любви» и «Запретные цвета», которые ещё сильнее закрепили успех плодовитого автора. Именно эти произведения сделали его всемирно известным японским писателем за рубежом. В это время Юкио посвящает всё свободное время писательству, из-под его пера выходят: пьесы, рассказы, стихи, статьи и эссе.
Самурайский Путь Юкио Мисимы. Становление писателя
После кругосветного путешествия, в которое Мисима отправился в 1951 году, он сильно изменился, что оказало влияние не только на его жизнь, но и на литературную деятельность. Юкио стал активно заниматься бодибилдингом, начал проходить военную подготовку и изменил художественный стиль повествования в своих книгах, что начинает замечаться уже с выходом романа «Золотой храм», написанным в 1956 году. Эта книга становится самым читаемым в мире японским произведением.
В 1959 году Мисима пишет роман «Дом Кёко», возлагая на произведение большие надежды, но книга очень прохладно встречается критиками. Этот плодотворный творческий период рождает произведения: «После банкета», «Красивая звезда», «Шёлк и проницательность», «Патриотизм», «Тропические деревья» и другие значимые произведения.
В 33 года Юкио Мисима женится на Ёко Сугияме, дочери известного японского художника Ясуси Сугиямы. Они селятся в новом особняке, проводят много времени вместе и наслаждаются жизнью. Популярность, как и монета, имеет две стороны. Известность принесла Юкио и свои минусы — несколько судебных процессов и многочисленные угрозы от радикалов за его неоднозначную политическую позицию.
В эти плодотворные годы Юкио, помимо написания книг, ещё и успешно снялся в фильме «Каракадзе яро», а также поучаствовал в нескольких брутальных фотосессиях, где во всей красе демонстрировал работу, проделанную над своим телом. Среди театральных поставок тех лет особо выделяются «Мадам де Сад» (1965) и «Мой друг Гитлер» (1968).
Самурайский Путь Юкио Мисимы. Татенокай
Мисима был хорошо знаком с писателями, поэтами и знаменитостями того времени. Однажды он познакомился с редактором издания националистического толка «Ронсо». Юкио нашёл много общего между своими политическими убеждениями и тем, что пытались доносить широкой публике авторы издания. Между ним и активистами журнала завязались хорошие отношения, и уже совсем скоро у Юкио Мисима появилась идея создания своей собственной военизированной группировки. Мисима всегда придерживался крайних националистических взглядов и был ярым патриотом своей страны, поэтому очень хотел влиять на политическую жизнь Японии.
Юкио вступил в состав Сил самообороны Японии и начал формировать группу единомышленников, основная часть которых имела то или иное отношение к журналу «Росно». Объявления о наборе в группу рассылались в праворадикальные студенческие газеты. Через некоторое время была создана специальная военизированная группа Татенокай или Общество щита, в которую первоначально вошло около ста человек. Участники ополчения проходили строгую физподготовку, включающую бег на длинные дистанции и кендо.
В 1969 году, когда студенческие волнения захлестнули страну, Юкио Мисима посетил Токийский университет, где принял участие в политической дискуссии с Масахико Акутой. Горячий спор касался роли императора в истории Японии и современном государственном устройстве страны.
Самурайский Путь Юкио Мисимы. Смерть Юкио Мисимы
Мужественность и самоутверждение играли важную роль в литературе Мисимы, автор был одержим довоенной Японией. Мисима очень тосковал по тому периоду, потому что это было именно то время, когда люди последний раз в современной японской истории были связаны общим набором ценностей и убеждений. Юкио очень желал единства…
Утром 25 ноября 1970 года Мисима с несколькими участниками «Общества щита» зашли на территорию базы Сил самообороны, с собой у них были самурайские мечи. Группа ворвалась в кабинет генерала Кэнри Масите, связала его, попутно обезвредив охрану. Группа Мисимы заранее подготовила план действий и требований, которые должны были быть исполнены.
На площади спешно были собраны 800 солдат, участникам движения «Общество щита» было разрешено пройти на базу. Мисима вывесил на балконе полотна с лозунгами и произнёс речь, в которой призвал осуществить государственный переворот, он желал восстановление власти императора и освобождение страны от американских оккупантов, выступил против американизированной японской конституции, он умолял солдат восстать и защитить традиционную культуру страны.
В ответ на свою пламенную речь Юкио услышал лишь насмешки солдат, после чего молча удалился с балкона. Подавленный полным непониманием и позорными насмешками, он решил совершить обряд харакири, хотя, как считают многие историки, план сэппуку Юкио вынашивал задолго до этих событий. Помощником в обряде выступил участник и близкий друг Мисимы по имени Морита Масакацу. Морита тоже принял решение покончить жизнь самоубийством, несмотря на то что Юкио его отговаривал. Спустя несколько минут всё было закончено…
Самоубийство Юкио Мисимы не было вызвано отчаянием, когда всё пошло не по плану. Многие считают, что это был надёжный запасной план, чтобы навсегда остаться в истории в виде непримиримого борца за идеалы довоенной Японии, если не удастся поднять восстание солдат. Мисима романтизировал свою жизнь в довоенную эпоху, и его ностальгия по тому времени напоминает ностальгию других людей, выросших в тоталитарных государствах.
Уже после смерти Юкио Мисимы свет увидел последний том «Море изобилия», в который вошли романы «Весенний снег», «Несущие кони», «Храм на рассвете» и » Падение ангела».