Творчество Тициана
Тициан был одним из лучших художников эпохи Ренесанса, сочетавшим в своём творчестве идеи маньеризма для создания оригинального стиля, который значительно опередил своё время. Он доминировал в венецианском искусстве с творчеством, которое позволило городу соперничать с ранее признанными художественными центрами Флоренции и Рима. Он нарисовал множество выдающихся личностей того времени, таких как Карла V, папу Павла III и короля Франции Генриха III. Помимо портретной живописи, художник увлекался религиозными и мифологическими сюжетами. Ему удалось оказать большое влияние на своих современников, а также на более поздних новаторов. В статье «Творчество Тициана» вы познакомитесь с жизнью и работами одного из самых известных живописцев эпохи Возрождения.
Творчество Тициана. Детство и ранние годы художника
Тициано Вечеллио, больше известный миру как Тициан, родился в Пьеве-ди-Кадоре, небольшой деревне в Альпах. Его отец Грегорио Вечеллио был богатым советником и капитаном венецианской милиции. Мать будущего художника звали Лючия и, к сожалению, это единственная информация, которая о ней известна. Точная дата рождения Тициана неизвестна, однако большинство современных учёных сходятся во мнении, что он родился в период между 1488 и 1490 годами. Историки пришли к такому выводу на основе литературного произведения «Диалог о живописи» Лодовико Дольче, в котором говорится, что на момент утраченных и почти уничтоженных фресок в Фондако деи Тедески, Тициану ещё не было 20 лет. Примерно в возрасте десяти лет он переехал вместе со старшим братом Франческо в Венецию, что начать обучения на художника. Первоначально юноша изучал мозаику в мастерской Себастьяно Дзуккато, а позже стал учеником Джентиле Беллини.
После смерти Джентиле Тициан пошёл работать к его брату Джованни Беллини, одному из самых уважаемых художников Венеции того времени. Здесь он встретил художника Джорджоне, предыдущего ученика Беллини, который помогал Тициану развивать его ранний стиль.
Ближе к 1508 году Тициан начал сотрудничать с Джорджоне над внешним оформлением дворца Фондако деи Тедески. Историки искусства до сих пор обсуждают отношения между двумя мастерами, одни из них предполагают открытое сотрудничество, другие считают, что между ними была тесная дружба. Что несомненно, так это то, что разграничение их работ в этот период всё ещё остаётся спорным. К примеру, известнейшая картина «Христос, несущий крест» (1508-1509), выставленная на обозрение в Скуола Сан Рокко, долгое время считавшаяся работой Джорджоне, недавно была приписана художнику Тициану. Несмотря на то, что в то время Тициан уже отошёл от стиля Джорджоне с точки зрения цветовой палитры и световых эффектов, его влияние продолжало проявляться в творчестве Тициана ещё несколько лет.
В 1510 году Тициан начал свою независимую карьеру в Венеции, а в следующем году отправился в город Падуя, чтобы написать фрески в храме Святого Антония. По возвращении художник открыл ателье на Гранд-канале, управлять которым поставил своего брата Франческо. В 1516 году, после смерти Беллини, Тициан был назначен официальным художником Венецианской Республики. Для его художественной карьеры это назначение играло очень важную роль: он смог получать ежегодный гонорар в размере ста дукатов и значительное освобождение от уплаты налогов. Он занимал этот пост почти 60 лет, вкладывая свои доходы в торговлю пиломатериалами, тем самым развивал очень важный бизнес для военно-морской промышленности. Поговаривали, что Тициан в то время был самым богатым художником.
В том же году он завершил свою работу под названием «Вознесение Девы Марии», написанную специально для собора Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари, картину, которая была сенсационна благодаря своему величественному масштабу и инновационному использованию цвета. В этот период творчества Тициан также создал несколько поясных картин и бюстов молодых женщин, например, «Флору» (1515) и «Женщину перед зеркалом» (1515), а также целую серию маленьких мадонн для ряда богатых покровителей художника.
Творчество Тициана. Зрелый период
В 1525 году Тициан женился на женщине, от которой у него уже было двое детей, по имени Сесилия Солдани. У них были два мальчика — Помпео и Орацио. Позже Орацио стал помощником Тициана. К сожалению, брак не продлился долго, поскольку в 1530 году Сесилия умерла. Позже Тициан женился на другой женщине, о которой нет практически никакой информации. Несмотря на то, что в те годы Тициан был уже очень известным художником, слава о нём продолжала расти, члены королевской семьи и итальянская знать начали интересоваться его работами, и он стал главным художником императорского двора. Это была высшая должность, о которой мечтали все живописцы того времени. Помимо этого, Тициан был назначен главным художником короля Испании Филиппа Второго, а его работы раскупались по всей Европе теми, кто был достаточно богат, чтобы позволить себе это.
К концу 1520-х годов художник познакомился с итальянским скульптором Якопо Сансовино и писателем Пьетро Аретино, которые познакомили его с тем, что позже стало известно как маньеризм, и начиная с этого периода новый стиль начал проявляться в его картинах. В 1532 году живописец был произведён в графы Палатинские. В этот период жизни художник Тициан начал писать картины лежащей Венеры и продолжал экспериментировать с этим образом в течение следующих двух десятилетий, примерами чего являются его работы «Венера Урбинская» (1534), «Венера с музыкантом» (1548) и «Венера с органистом и амуром» (1550).
Уже позже, в 1540-х годах художник Тициан написал свои самые известные портреты, включая портрет Пьетро Аретино (1545), портрет папы Павла III (1543) и Конный портрет Карла V (1548), и эта последняя картина открыла новую моду грандиозных конных портретов. В 1546 году Тициан отправился в Рим, где он встретился и познакомился с Микеланджело. С начала 1550-х годов Тициан регулярно работал с Филиппом II, создавая особую серию картин на мифологические темы.
Творчество Тициана. Поздний период жизни
С конца 1550-х годов художник использовал менее реалистичный подход к изображению и применял достаточно широкие, свободные мазки кисти в своих произведениях. На протяжении последних лет жизни его работы становились всё более абстрактными. 27 августа 1576 года Тициан умер от чумы, незадолго до того, как его сын Орацио скончался от того же недуга. Художник Тициан с помощью маньеризма оказал большое влияние на своих современников, особенно на тех, кто работал в его мастерской, включая Париса Бордоне, Бонифацио Веронезе и своего племянника Марко Вечеллио. В 1590 году теоретик искусства Джованни Паоло Ломаццо назвал художника Тициана «солнцем среди маленьких звёзд не только среди итальянцев, но и среди всех художников мира». Его художественное влияние распространилось далеко, а в 1674 году, почти через сто лет после смерти Тициана, Марко Боскини написал: «Тициан действительно был самым лучшим из тех, кто рисовал, потому что его кисти всегда рождали выражения жизни».
Тициан практически всегда работал только маслом, что было совершенно новой и необычной техникой в самом начале его карьеры. Среда позволяла ему создать серию глазури, что позволило изобразить внешний вид и текстуру человеческой формы с невероятной точностью, деликатностью и мягкостью, которые были в те времена инновационными. Это реализм был особенно уместен в его изображениях нагих женщин, которые были необычайно сексуальными для того периода и которые, казалось, отражают собственные желания Тициана.
Творчество Тициана. Любовь небесная и Любовь земная (1515)
На пейзаже изображены две женщины, судя по всему, нарисованные с одной модели, и Эрос, перемешивающий воду. Эта картина богата символикой и иконографией, однако среди критиков нет какого-то единого мнения о её значении, и даже название картины может быть не оригинальным, поскольку оно было записано только после 1693 года. В композиции картины присутствуют элементы работ Джорджоне, стиль которого оказал на художника огромное влияние.
Женщина слева одета в свадебный наряд и может олицетворять плотскую любовь и красоту. Обнажённая натура обычно воспринимается как любовь, символ чистоты и простоты. Следовательно, положение Эроса в центре может указывать на точку посредничества между духовными и плотскими желаниями. Герб на ёмкости принадлежит семье Никколо Аурелио, который позже стал канцлером Венеции. В мае 1514 года он женился на Лауре Багаротто, которая являлась дочерью юриста Бертуччо Багаротто.
Бертуччо был казнён за несколько месяцев до их свадьбы по обвинению в предательстве Венецианской республики. Существует мнение, что эта картина была заказана специально в честь свадьбы. Рельефный рисунок на передней части ёмкости символизирует жизнь и смерть, приглашая новобрачную Лауру преодолеть скорбь о потере отца и расцвести в супружеской любви, как духовной, так и физической. В этой работе творчество Тициана раскрывается в полной мере и рассказывает нам невероятную мифическую историю. Сегодня эта великолепная композиция находится в Галерее Боргезе, Рим.
Творчество Тициана. Успение Богородицы (Вознесение Девы Марии) (1516-1518)
На картине изображено вознесение Девы Марии на небеса. Мария образует фокус композиции на облаке, окружённом множеством путти, откуда она смотрит вверх, прямо к Богу, в верхней части изображения. Внизу апостолы поднимают руки к Марии, с изумлением наблюдая, как на их глазах происходит чудо из чудес. Работа разделена на три полосы, и они физически связаны вытянутыми руками, а также повторением взглядов и жестов. Пресвятая Дева и несколько апостолов одеты в красные одежды, и это создаёт своего рода визуальную пирамиду, которая притягивает взгляд зрителя вверх. Такое структурированное использование цвета и композиции было ключевым элементом многих произведений эпохи Ренесанса.
Продолжая описание картины Тициана следует заметить, что в этом произведение присутствует чёткое ощущение движения и драмы; Мария кажется удивлённой, а апостолы предстают нашему взору в очень взволнованном состоянии, что резко контрастирует с их обычным безмятежным изображением. Это ещё более усиливается использованием света и тени художником, чтобы представить апостолов как массу тел, а не подчеркнуть их индивидуальную особенность. Это прекрасно демонстрирует большую осведомлённость Тициана о развитии живописи периода Высокого Возрождения во Флоренции и включение этих новых идей в свои великолепные работы. Тициан также нарушил определённую художественную традицию, опустив все детали пейзажа, в котором расположено изображение, чтобы больше сосредоточиться на событиях и эмоциях произведения.
Это была первая крупная работа Тициана для церкви в Венеции и, следовательно, его первая работа, привлекшая значительное общественно внимание. Тициан выполнил заказ в крупном масштабе, изобразив фигуры больше, чем в натуральную величину. В церкви было значительное расстояние между алтарём и прихожанами, а размер холста и яркие цвета произведения позволяли тем, кто присутствовал в церкви, прекрасно видеть изображение. Картина была разработана художником специально именно для этого пространства. Было высказано предположение, что первоначальные реакции на работу были неоднозначными, поскольку зрители не привыкли к изображениям, написанным в этом более эмоциональном и основанном на движении стиле. Сегодня это прекрасное произведение искусства находится в соборе Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари, в Венеции.
Творчество Тициана. Венера Урбинская (1538)
Эта картина является продолжением давней традиции изображения богини Венеры и, скорее всего, она была основана на произведение «Спящая Венера» (1510) Джорджоне, хотя в интерпретации Тициана богиня выглядит гораздо более эротично. Эта чувственность усиливается непосредственностью взгляда обнажённой натуры, её лёгкой улыбкой, наряду с изображением её в богатом домашнем убранстве без аллегорических или мифологических обозначений, традиционно ассоциирующихся с богиней Венерой.
В то время как обнажённая богиня художника Джорджоне идеализирована и скромна, Тициановская крайне реалистична и соблазнительна. Необычно светлые тона её кожи входят в контраст с более тёмным, глубоким фоном, а игра света на теле Венеры и тонкое использование светотени придают обнажённой натуре скульптурное качество. Её изгибы также контрастируют с правильностью архитектурных элементов, включая серый плиточный пол, классическую колонну и занавес зелёного цвета, который делит сцену произведения на две части, подчёркивая благодатный центр фигуры.
Историки и искусствоведы до сих пор активно спорят по поводу интерпретации изображения: некоторые считают, что это произведение было создано специально для куртизанки Анджелы Заффетты, в то время как другие высказывают предположение, что эта картина является свадебным портретом, заказанным Гидобальдо в честь его бракосочетания с малолетней Джулией да Варано в 1534 году. В доказательство последней теории можно привести символику спящей собаки, что можно трактовать как верность, и двух служанок рядом с сундуком, в котором должно было храниться приданное, подаренное невесте семьёй её мужа.
Это необыкновенная картина считается одним из самых известных и лучших примеров жанра, и на протяжении многих веков это полотно вдохновляло множество других работ, которые использовали это изображение для создания своих неповторимых произведений искусства. Сегодня эта великолепная картина Тициана находится в галерее Уффици, во Флоренции.
Творчество Тициана. Конный портрет Карла V (1548)
На этом холсте изображён император Священной Римской Империи Карл V в доспехах из золота и серебра. Картина была написана по заказу сестры Карла, королевы Венгрии, в честь его победы в битве при Мюльберге в 1547 году против немецких протестантов. Карл изображён верхом на лошади, как настоящий солдат того времени, сражающийся за католицизм против угрозы протестантизма. В его правой руке находится копьё, что является отсылкой к Святому Георгию, символизирующему военную доблесть и отвагу в борьбе с врагом. Красный пояс и попона лошади являются символами католической веры. В этой работе художник Тициан смог создать мощный и символический пропагандистский материал, направленный как на подданных Карла, так и на его врагов. Карл был показан победителем и мужественным правителем, хотя образ, возможно, противоречил его возрасту и слабеющему здоровью.
Изображение фигуры верхом на лошади является отсылкой к классической традиции римских конных памятников, но в отличие от них Тициан не изображает лошадь, вставшую на дыбы. Вместо этого создаётся впечатление, что она пускается галопом, а уверенная и непринуждённая поза Карла наводит на мысль о его мастерстве верховой езды. Тициану удалось создать новый жанр портретной живописи — конный портрет, и тем самым породить моду изображать дворян и членов королевской семьи верхом на лошадях. Влияние этой моды продолжалось и в семнадцатом веке, примером чего может послужить картина Рубенса «Конный портрет герцога Лерма» (1603) и картина Веласкеса «Конный портрет Филиппа IV» (1635).
Стилистически картина весьма неоднозначна, она отмечает переходный период в творчестве художника Тициана. Доспехи и сбруя демонстрируют детализацию и реализм ранних работ художника, в то время как пейзаж и небо состоят из более широких мазков кисти, которые стали преобладающими в его искусстве с 1540-х годов.
Тициан был высоко востребован как портретист, известный своей способность точно передавать характер и сходство своих натурщиков, создавая при этом лестные образы, которые отражали их лучшие стороны. Сегодня эта замечательная художественная работа выставлена в музее Прадо, Мадрид.
Творчество Тициана. Венера и Адонис (1554)
Эта картина является одной из версий на эту тему, созданных Тицианом, и именно это произведение было создано специально для короля Испании Филиппа II. Сюжет работы Тициана взят из поэмы «Метаморфозы» поэта Овидия, а сама сцена изображает прекрасного Адониса, покидающего богиню Венеру после бурной страстной ночи, чтобы подготовить своих собак к охоте. Охота окажется неудачной, поскольку его убьёт разъярённый кабан. Полотно является одним из серии мифологических образов, написанных Тицианом для короля, которые он назвал «Поэзия». Изображение вздувшейся плоти на ягодицах Венеры было новым в искусстве того периода и считалось невероятно эротичным.
В этой работе Тициана Венера уговаривает Адониса остаться с ней и пытается удержать его, поскольку в то утро она испытывала предчувствие его смерти. Он кажется равнодушным к её мольбам, а его собаки натягивают поводки, подчёркивая его нетерпение уйти на охоту. Свободные и энергичные мазки кисти Тициана усиливают ощущение энергии и движения произведения. Спящий Купидон на заднем плане не может вмешаться, а его лук и стрелы бесполезно висят на дереве слева от картины. В небе видна фигура в колеснице, это может быть либо Венера из более поздней части той же истории, либо изображение Аполлона, символизирующее рассвет. В оригинальной истории Венера уходит первой, но в своей работе Тициан переворачивает события и изображает уход Адониса, возможно, чтобы более драматизировать сюжет. Сегодня насладиться эти шикарным произведением можно в музее Прадо, в Мадриде.
Творчество Тициана. Пьета (1575-1576)
Одна из последних картин художника Тициана, «Пьета», была создана для того, чтобы висеть над его могилой. На холсте изображена Дева Мария, держащая мёртвое тело Христа, её сопровождают ещё две фигуры, предположительно Никодима и Мария Магдалина. Существует предположение, что умирающий Христос — это автопортрет художника и что Тициан либо видит свою смерть в лице Христа, либо прикасается к его телу в надежде на спасение. Тициан не успел закончить картину при жизни, поэтому она была завершена уже после его смерти Пальмой иль Джоване, вмешательство в картину которого был минимален.
Картина характерна для позднего стиля Тициана своим мрачным сюжетом и грубой, но выразительной передачей. Это произведение знаменует собой вершину маньеристского подхода Тициана, примером чего является её нетрадиционная и несбалансированная композиция, а также использование ломаных мазков и специальных техник, вроде импасто.
Сцена достаточно мрачная, атмосферная, возможно, указывающая на страх Тициана перед смертью. Он освещён только лучами лунного света и путто, который завис над ним с факелом, и это позволяет использовать смелую светотень, при этом свет достаточно ярко освещает изображение пеликана на куполе здания, общий символ Страстей Христовых и искупления.
В нижнем правом углу изображения находится небольшая картинка внутри картины, и считается, что на ней изображены Тициан и его сын Орацио за молитвой, вероятно, просящие избавления от чумы, которая в то время нещадно бушевала в Венеции и в конечном итоге убила их обоих. Статуи Моисея и Сивиллы, находящиеся по разные стороны картины, подавляют изображение скорбящих и указывают на хрупкость жизни, тема, которая становится всё более актуальна для художника. Сегодня эту необыкновенную работу вы можете увидеть в Галерее Академии, в Венеции.