Великие Боги Ацтеков
Много веков назад на просторах древней Мексики процветала цивилизация, которая до сих пор завораживает человечество своим богатством культуры, необычными обычаями и удивительной мифологией. Это были ацтеки, мезоамериканский народ, чья великая империя процветала с 1300 по 1521 годы. Необыкновенно разнообразная, эта империя объединяла в себе разные этнические группы, племена и культуры, углублённо уходя корнями в мифологию и духовные обряды. В статье «Великие Боги Ацтеков» мы расскажем вам о различных ацтекских богах, их символическом представлении и значении для древних народов.
Ацтеки были народом, который обретал свою уникальность через символы, и эти символы проникали во все сферы их жизни. От письменности и архитектуры до произведений искусства и одежды, символизм ацтеков пронизывал каждый аспект их бытия. И все же, наиболее глубокое и возвышенное использование символов ацтеки нашли в своей религии.
Великие Боги Ацтеков. Уицилопочтли
Бог Уицилопочтли является одним из величайших божеств мифологии ацтеков, покровителем воинов и города Теночтитлан. Он занимал особенное место в пантеоне ацтеков. Уицилопочтли был сыном богини земли Коатликуэ и бога звёзд Мишкоатля, а также являлся братом богини луны Койольшауки, с которой беспрерывно соперничал. Его часто изображали с оружием в руках, чаще всего с копьём и щитом, что являлось символом его роли защитника и военного покровителя. В мифах, связанных с ним, он часто предстаёт как бог, который сам ступает на поле боя, вдохновляя своим присутствием войска на подвиги.
Главным святилищем божества Уицилопочтли был храм в Теночитлане — древней ацтекской столице, располагавшейся на месте современного Мехико. Этот священный храм располагался на вершине пирамиды Темпло Майор, и был центральным местом поклонения богу, где совершались религиозные обряды и жертвоприношения. Святилище было украшено черепами и выкрашено в красный цвет, символизирующий кровь. Считалось, что Уицилопочтли сопровождал души падших воинов, которые впоследствии должны были вернуться на землю в виде колибри, а также души женщин, умерших во время родов.
Уицилопочтли был важным и почитаемым богом в ацтекской мифологии. Его культ и поклонение сопровождали ацтеков во многих важных событиях и сражениях. Изображения и символы Уицилопочтли пронизывали все аспекты культуры этого древнего народа, оставив непередаваемый след в истории.
Великие Боги Ацтеков. Кетцалькоатль
Бог ацтеков Кетцалькоатль, также известный как «Оперённый змей», является мифическим богом многих народов Мезоамерики, включая ацтеков, тольтеков, майя и даже ольмеков. Он был богом знания, мудрости, жизни, воздуха, ветра и плодородия. Святилище Кетцалькоатля находилось в городе Тескоко, который располагался в северо-восточной части Мексики. Это был один из крупнейших городов ацтеков, и он служил местом паломничества для людей, которые прибывали сюда, чтобы увидеть святилище Кетцалькоатля и отдать ему должные почести. Также были построены храмы и святилища в других частях ацтекской империи, включая его родину, Толлан, где возник уникальный образ Кетцалькоатля.
Будучи являясь покровителем науки и просвещения, Кетцалькоатль изобрёл для людей календари и книги. Он был первым богом, создавшим чёткие границы между небом и землёй, создавшим новые города и цивилизации. Его также отождествляли с планетой Венера. Если говорить о соперниках, то главным антагонистом «Оперённого змея» был Тескатлипока, бог смерти, ночи и суда. Кетцалькоатль считался воплощением добра и миролюбия, в то время как Тескатлипока был известен своей коварностью и искусностью.
Внешний облик Кетцалькоатля был уникальным и отличался от других древних богов Мексики. Он обычно представлялся как высокий человек с длинными черными волосами, усыпанными павлиньими перьями. Его лицо было расписано желтыми полосами, а голову покрывал головной убор в форме птичьего клюва. Он обычно изображался в белой одежде, декорированной зелеными, желтыми и красными павлиньими перьями, на которых были изображены другие символы ацтеков, такие как календарь или луна.
Одним из наилучших примеров изображения Кетцалькоатля является Ацтекский календарь, в котором бог изображён в виде сердца, окружённого павлиньими перьями, на венце которого лежит голова самого Кетцалькоатля с открытым ртом, из которого выходят языки, символизирующие его жертвенную кровь. Разные народы представляли его по-разному, однако внешний облик этого божества всегда отличался особым стилем и символизмом, уникальным для древней мексиканской мифологии.
Великие Боги Ацтеков. Тлалок
Бог Тлалок является одним из наиболее известных богов в ацтекской мифологии. Он был богом дождя, земли, растительности, земледелия, а также хранителем зерновых культур. Святилище Тлалока располагалось на холме Тепоцатепетль, небольшой горе, на вершине которой находился древний храм, совсем недалеко от города Куэрнавака, штата Морелос. Этот холм был святилищем не только для Тлалока, но и для других богов, таких как Хутцилопочтли и Тескатлипока. Тлалок изображался по-разному, но чаще всего как мужчина, облачённый в шкуру лягушки. Бог дождя также изображали с чёрной маской, полукруглыми глазами и большим ртом с густой бородой. Его иконография часто включала в себя изображения кукурузных початков, земли и лягушек, часто подчёркивая его важную роль в жизни, так как от дождя и хорошего урожая зависело выживание и процветание ацтекской цивилизации.
В ацтекской религиозной практике существовал обычай жертвоприношений богу Тлалоку, особенно во время засухи. Жертвами, как правило, выбирались дети или молодые девушки, которые искались и использовались в качестве покаяния или молитвы за дождь и урожай. Бог Тлалок имел родственные связи с другими богами ацтекской мифологии, например, он являлся сводным братом богини Цинтеотль. Он был женат на богине цветов по имени Шочикецаль, которая также была связана с природными явлениями, символизировала цветение и плодородие. Их брак был важным сочетанием дождя и плодородия, необходимые для успешного развития сельского хозяйства. Также у Тлалока была старшая сестра по имени Уиштоциуатль, которая являлась богиней плодородия, покровительствовала соли и солёной воды.
Бог ацтеков Тлалок играл важную роль в мифологии, представляя собой важного бога растительности и земледелия, без чего не было бы жизни и процветания общества. Его изображения и почитание продолжают жить по сей день в некоторых ацтекских общинах и культурных праздниках в Мексике.
Великие Боги Ацтеков. Тескатлипока
Тескатлипока — один из наиболее известных богов в пантеоне ацтеков, который был почитаем как бог войны, конфликтов, ночного неба и урагана. Он также назывался «Зеркалом, покрытым острыми краями» или «дымящееся зеркало», что указывает на его агрессивный характер и непредсказуемость. В ацтекской мифологии Тескатлипока часто соперничал с другими богами, такими как Уицилопочтли (покровителем воинов) и Кетцалькоатлем (покровителем плодородия и воздуха). Однако, не смотря на его такой боевой характер, он также был тесно связан с плодородием и обновление жизни.
Внешне Тескатлипока чаще всего изображался как молодой человек с головным убором из перьев, который говорил о том, что его носитель занимал высокую позицию в обществе богов. Он изображался с обсидиановым зеркалом, которое использовал в виде щита, оно символизировало его достижения в войне. Также бог Тескатлипока носил на груди специальный талисман в виде диска под названием «анахуатль». Очень часто на рисунках его изображали в чёрных цветах, так как чёрный — это тот цвет, который ассоциировали с богом войны и конфликтов.
Одна из наиболее известных легенд, связанных с Тескатлипокой, рассказывает о том, как он совершил героический поступок, чтобы защитить свой народ от нашествия врагов. Согласно мифу, во время одного из сражений Тескатлипока убил врага, но его клинок застрял в теле противника. Вместо того, чтобы отступать, бог войны решил вырвать свой клинок из тела врага, путем его пошатывания и резкого рывка. Это действие напугало врагов, и они в ужасе были вынуждены отступить, а юный бог прославился своей храбростью на поле боя.
Также стоит отметить, что Тескатлипока был связан родственными отношениями с другими ацтекскими богами. Его родителями были Ометекутли и Омесиуатль. Также у него было три брата: Уицилопочтли, Кетцалькоатль и Шипе-Тотек. А супругой приходилась богиня цветов Шочикецаль, которая, стоит отметить, была женой Тлалока и ещё нескольких культовых божеств.
Великие Боги Ацтеков. Шипе-Тотек
Шипе-Тотек представлял собой бога, который ассоциировался с сельским хозяйством, а также с обновлением и возрождением природы, особенно сменой времён года. По древним легендам, он снял с себя кожу, чтобы насытить человечество, поэтому его часто изображали с преобладание красного цвета, показывая кровавые места, где отсутствовала кожа. На других рисунках он изображался в покровах из человечьей кожи жертвенных людей, символизируя процесс смены старой кожи на новую, что ассоциировалось с обновлением природы весной. Согласно мифологии, Шипе-Тотек был сыном Ометекутли и Омесиуатль, а братьями ему приходились боги Уицилопочтли, Кетцалькоатль и Тескатлипока.
Каждый год с 5 по 24 марта ацтекский народ праздновал праздник Тлакашипеуалицтли, который отмечался в честь бога Шипе-Тотека. Проводился целый многодневный обряд, в конце которого устраивались человеческие жертвоприношения с ритуальным сдиранием кожи и вырезанием сердца. Эту человеческую кожу позже носили специально отобранные жрецы, а после 20 дней сбрасывали, тем самым символизируя процесс возрождения Шипе-Тотека. Существовало несколько святилищ, в которых осуществлялись жертвоприношения и поклонения богу природы. Подобные церемониальные комплексы располагались в городах Теночтитлан и Теуакан, где раз в году кровь текла ручьём во славу Шипе-Тотека.
В то время как практика жертвоприношений в наше время остается неуместной, культура, связанная с богом Шипе-Тотека, продолжает жить в мифах и легендах ацтеков и считается важным куском мировой истории.
Великие Боги Ацтеков. Коатликуэ
Коатликуэ — богиня культуры и рождества, которая была очень почитаема ацтеками. Её имя в переводе с нативного языка науатль означает «Шуршание юбки змеи». Богиня представляла собой иной облик Земли и воплощала материнский аспект этой божественности. Её узнавали по таким символам, как детская кукла, змеи и пояс, обвивавший её талию, состоящий из человеческих сердец. Считается, что богиня Коатликуэ дала рождение звёздам и луне. Некоторые ацтеки верили, что она не кто иная, как женский аналог бога Ометеотль.
Самое известное святилище Коатликуэ находилось в столице ацтеков — Теночтитлане. Этот храм назывался «Templo Mayor» и был одним из самых важных религиозных сооружений в империи ацтеков. В нём они проводили церемонии и жертвенные ритуалы в ее честь. По одной из древних легенд, Коатликуэ жила со своими детьми, и после их рождения дала обет целомудрия. Она часто посещала гору Коатепек, название которой можно перевести как «Змеиная гора», чтобы принести жертву и отдать почести богам. В один из таких дней к ней за пояс юбки прилетел прямо с неба светящийся шар с перьями колибри. Придя домой и заглянув за пояс, она ничего не обнаружила, шар исчез, как будто его и не было.
Через некоторое время Коатликуэ почувствовала, что беременна. Когда её дети узнали об этом, то пришли в бешенство, и дочь подбила других родственников убить собственную мать, поскольку считала, что та опозорила себя. Ребёнок в чреве матери пообещал защитить её, и когда убийцы приблизились, то новорожденный обратил их в бегство, а дочери Коатликуэ Койальшауки отрубил голову и забросил далеко в небо, где она стала Луной. Новорожденного сына Коатликуэ звали Уицилопочтли и он был покровителем воинов. Также у неё были две сестры — Чималма и Шочитликуэ. Ее родственные связи отражали ее роль как матери и создателя всего сущего в ацтекской мифологии.
Коатликуэ обычно изображалась как женщина с змеиной юбкой и змеиными головами, выходящими из ее шеи. Она также имела зубчатый пояс, представляющий зубцы и клыки. Ее внешний облик символизировал жизнь и смерть, а также соединение человеческой и животной природы. Помимо этого, встречаются изображения Коатликуэ в виде восьмирукой женщины с культовыми предметами в каждой руке. Иногда её изображали в юбке, покрытой змеями, и головном уборе из змеиных голов. Подытожив всё выше сказанное, можно сказать, что богиня Коатликуэ оставила глубокий след в культуре и религии ацтеков. Ее символика и легенды продолжают жить в современной мексиканской культуре и являются важной частью исторического наследия этого народа.
Великие Боги Ацтеков. Чальчиутликуэ
Как вы уже заметили, мифология ацтеков была очень разнообразна и вмещала в себя множество божественных существ. Далее речь пойдёт о Чальчиутликуэ — богине озёр, рек и морей, она также ассоциируется с плодородием и является покровительницей деторождения. Она играла ключевую роль в почитании воды и природы ацтеков. Богиня Чальчиутликуэ была тесно связана с богом воды Чальчиутлатоналом, который ухаживал за морем и животными, живущими в нём. Её супругом был Тлалок, бог дождя и растительности, а она сама была создана Богами-творцами, самыми высшими божественными существами, которые получили дар создавать живых существ без деторождения. Такими правами обладали только четверо детей Ометеотли и Омесиуатли.
Чаще всего Чальчиутликуэ изображали как молодую женщину в зелёной или синей юбке, с которой стекают струи воды. Однако встречались и другие представления, в которых она представала молодой женщиной с длинными волосами, которые могли быть синего или зелёного цвета, что символизировало воду. Часто она могла держать в руке кувшин, из которого льётся вода. Она сыграла ключевую роль в мексиканской версии мифа о потопе. Во время катастрофического наводнения, она построила мост между небом и землёй, по которому мог пройти и спасти свою жизнь любой, кто пользовался её благосклонностью. По ацтекскому календарю пять из двадцати больших праздников были посвящены именно богине Чальчиутликуэ и её мужу Тлалоку. Проводились ритуальные церемонии с человеческими жертвоприношениями, кровопускание, пиршество и ритуалы.
Чальчиутликуэ часто соперничала с богом дождя Тлалоком, который также был важной фигурой в ацтекской мифологии. Эти две божества были связаны с водой и дождем, но имели разные атрибуты и функции. Тлалок был более аскетичным и часто ассоциировался с грозами и бурями, в то время как Чальчиутликуэ была скорее богиней мягких дождей и пресной воды. В заключение следует сказать, что ее культ был тесно связан с пониманием и почитанием воды как жизненно важного элемента для выживания и процветания ацтеков. Ее образ и легенды продолжают оставаться важными частями мезоамериканской культурной и религиозной истории.
Великие Боги Ацтеков. Тонатиу
Тонатиу является одним из наиболее почитаемых богов в мифологии древних ацтеков. Он был богом солнца, чья мощь и сила настолько впечатляли жителей Мезоамерики, что культ Тонатиу был распространен во многих культурах, находящихся на обширной территории древней Центральной Америки. Святилище Тонатиу находилось в Теночтитлане, столице ацтеков, под названием Templo Mayor — одна из самых высоких пирамид в их городе-столице. Это был огромный комплекс из нескольких пирамид, посвященных различным богам, в основном связанных с циклом плодородия, в том числе и Тонатиу, который был покровителем первого месяца ацтекского календаря.
Тонатиу соперничал с богом дождя Тлалоком, который контролировал дождь. Это соперничество символизировало борьбу между солнечной жарой и дождевыми дарами, которые были необходимы для успешного сельского хозяйства. Иногда древние ацтеки считали, что Тонатиу и Тлалок могли вызывать засуху и наводнение, когда соревновались друг с другом.
Бог Солнца изображался по-разному, но, как правило, его всегда рисовали с солнечным диском либо в виде щита, либо в виде доспеха. Тонатиу описывался как сильный мужчина, который носил на голове круглую казу (шлем), украшенную победными перьями обезьян. На его золотых поясах изображались известные сильные животные, такие как ястребы и ягуары. Он также часто изображался с волевым лицом неумолимой силы и власти. Во многих постклассических мезоамериканских культурах, сердца принесённых в жертву рассматривались как символическое питание для солнца. Тонатиу был богом, больше всего связанным с ритуальными жертвоприношениями; он нуждался в постоянном питании, чтобы иметь много сил и ежедневно побеждать ночную тьму.
Существует легенда о Тонатиу, которая рассказывает о его появлении на небесах. Согласно этой легенде, каждый день бог Тонатиу восходит на востоке и путешествует по небу, освещая мир своим сиянием. Однако вечером он сражается с темными силами и ночным богом Тескатлипока, чтобы вновь воссоединиться с небесами. Его солнечное сияние не только обеспечивало свет и тепло, но также имело религиозное значение, и ацтеки проводили множество обрядов, чтобы обеспечить его благосклонность и продолжение жизни на Земле. Таким образом, Тонатиу был неотъемлемой частью культуры и религии ацтеков, и его образ продолжает жить в мексиканской культурной истории.
Великие Боги Ацтеков. Ометеотль
Ометеотль — это одно из самых загадочных и абстрактных божеств в ацтекской мифологии. Он представлял собой бога Творения и Матери Всего, и его имя можно перевести как «Два Бога» или «Бог Двоединства». Ометеотль — это термин, который используется для обозначения двух богов, Ометекутли и Омесиуатль. Ометеотль олицетворял все бинарные элементы вселенной, такие как мужчина-женщина, добро-зло, беспорядок-порядок, любовь-ненависть и движение-неподвижность. Он не имел специального святилища, посвященного только ему. Вместо этого, его почитание было распространено в различных храмах и алтарях, где ацтеки проводили обряды и жертвоприношения. Его культ был особенно важен для шаманов и мудрецов, которые искали понимание природы и космоса.
Если же говорить о соперничестве, то бог Ометеотль не соперничал с другими богами в том смысле, как это было у других божеств в ацтекской мифологии. Он представлял собой концептуальное единство, объединяющее все аспекты космоса и бытия. Он символизировал гармонию и духовное единство, поэтому его место в мифологии было уникальным. Ометеотль не имел конкретного образа или атрибутов, как многие другие боги. Он был скорее абстрактной идеей или концепцией, представляющей двойственность и единство всего сущего. Иногда его изображали как два голоса, сливающиеся в один, чтобы подчеркнуть его духовное единство.
С одной стороны, о боге Ометеотль мало известно в виде конкретных легенд, так как его культ был более абстрактным и философским. Однако его сущность была ключевой в ацтекской мифологии. Ометеотль считался началом и концом всего сущего, а его духовное единство было в основе ацтекской религиозной философии. Также у Ометеотля не было родословной, так как он не имел прямых родственных связей с другими богами, как это было у многих других членов пантеона. Он представлял собой божество, в котором все аспекты бытия объединялись, и его роль заключалась в сохранении баланса и единства в мире. Ометеотль был очень важным богом в пантеоне ацтеков. Его двойственность искусно отразила дуализм, который был характерен для мировоззрения ацтеков.
Великие Боги Ацтеков. Шочикецаль
Богиня Шочикецаль — одна из самых важных богинь в пантеоне ацтеков. Она была покровительницей материнства, красоты, плодородия, любви и искусства. Ее имя можно перевести как «Цветочное перо», что символизировало ее связь с природой и цветами. К богине Шочикецаль, как к богине любви и красоты, часто обращались по любовным вопросам и желаниям. Также она являлась защитницей женщин во время родов. Её почитали за способность возбуждать желание и обеспечивать успешное размножение. Она являлась не только символом сексуальной силы, но и покровительницей проституток. Именно Шочикецаль даровала им возможность предоставлять свои услуги, которые иногда использовались в священных ритуалах в качестве подношения богам.
Помимо любовных дел и плодородия, она также являлась божественной покровительницей вышивки, ткачества и других видов искусства и ремёсел, которыми занимались ацтекские женщины. Эта роль указывает на её более широкое культурное значение, связывающее творческие аспекты цивилизации с царством божественного. Святилище Шочикецаль располагалось в городе Тлателолько, что находится на современной территории Мексики. Это место было священным и считалось местом поклонения богине. Шочикецаль не была лишь богиней красоты и плодородия, она также имела связи с другими богами. Она считалась возлюбленной бога Тлалока, покровителя дождя и земли. Это сопряжение символизировало важное сочетание плодородия и воды, необходимых для урожая. Вместе они обеспечивали процветание природы.
Говоря о внешнем виде богини, следует заметить, что Шочикецаль часто изображалась как молодая женщина с нежными чертами лица. У нее были красивые волосы, украшенные цветами, и ее одежда состояла из ярких цветов, что символизировало красоту природы. В руках она держала цветы и иногда музыкальные инструменты, такие как флейта или треугольник. Шочикецаль, как и многим другие боги, была участницей множества легенд. Одной из известных легенд, связанных с Шочикецаль, является история ее любовной связи с Тлалоком. Согласно этой легенде, Шочикецаль была красивой и молодой богиней, и она пленяла своей красотой всех богов. Однажды она поймала взгляд Тлалока, и они влюбились друг в друга. Любовь пары была настолько сильной, что они решили жениться. Их брак символизировал союз воды и природы, что приводило к процветанию земли и богатым урожаям.
Шочикецаль приходится матерью бога кукурузы Центеотля, женой Тлалока и Тескатлипока. Также к братьям богини относят Шочипилли, покровительствующего красоте, играм, цветам и песням.
Великие Боги Ацтеков. Шочипилли
Бог Шочипилли, также известный как «Принц Цветов» или «Цветущий Принц,» был одним из заметных богов в мифологии ацтеков. Он был покровителем искусства, красоты, музыки, танца и плодородия, и его образ символизировал радость и праздник. Эти элементы указывают на его широкую связь с творчеством и артистизмом. Забавно, но Шочипилли иногда отождествляли с богом кукурузы и плодородия Центеотлем. Ацтеки почитали Центеотля за его доброжелательность и жизненно важную роль в поддержании жизни на земле. Люди верили, что он отправился в подземный мир, чтобы вернуть жизненно важные культуры, такие как картофель и хлопок, что показывало его важность для сельского хозяйства и выживания.
Бог Шочипилли был также почитаем как бог плодового сезона, и исполнял обязанности в связи с циклом посева и уборки. Его культ был особенно важен для фермеров, и люди приносили ему жертвы, в том числе цветы и плоды, чтобы обеспечить хороший урожай. Святилище Шочипилли находилось в Тлателолько, так же, где и святилище его сестры, богини Шочикецаль. Это место считалось центром поклонения богу и местом, где ацтеки проводили различные религиозные и культурные обряды. Как и многих других богов, Шочипилли изображали по-разному, но обычно он представал сидящим в позе лотоса, с ногами переплетенными в скрещенном положении. Он был часто изображен с красочными украшениями и облаками цветов. Его лицо излучало радость и спокойствие, и он часто держал в руках музыкальные инструменты, такие как флейта или барабан.
Шочипилли был сыном бога Тлалока, покровителя дождя и земли, и богини Чальчиутликуэ, покровительницы морей и озёр. Также у него была родная сестра Шочикецаль, которая являлась покровительницей материнства и красоты. Эти родственные связи подчеркивали его связь с природой и важность плодородия для жизни ацтеков.
Великие Боги Ацтеков. Тласолтеотль
Тласолтеотл является древней богиней, чьи истоки уходят в период классического периода ацтекской цивилизации (середина 14-го по середину 16-го века). В истории и мифологии ацтеков Тласолтеотль часто упоминается как богиня, которая связана со всеядностью, похотью, прелюбодеянием и грязными делами, такими как болезни и нечистоплотность. Однако она также являлась богиней здоровья, которая способна излечивать народ от многих заболеваний. Она была связана со смертью и рождением, и ее культ имел тесную связь с культом индейцев, проживающих в центральной части Мексики. Святилище Тласолтеотль располагалось в Тлателолько, том же месте, где находились святилища других важных божеств, таких как Шочикецаль и Шочипилли. Это место служило центром религиозных обрядов, связанных с очищением и искуплением.
Она наказывала грешников, обманщиков и морально развращённых людей, делая их больными и немощными. Эти грешные люди могли очиститься только тогда, когда приносили жертвы богине. Для ацтеков Тласолтеотль символизировала одновременно грязь и чистоту, и ей поклонялись во время праздников урожая как богине земли. Если говорить о соперничестве с другими божествами, то стоит заметить, что Тласолтеотль не соперничала напрямую с другими богами, но ее область влияния пересекалась с областью бога Иштлильтона — покровителя медицины и исцеления. Иштлильтон также заботился о физическом и душевном здоровье, что дополняло функции Тласолтеотль в процессе очищения.
Тласолтеотль часто изображалась как женщина с выразительными чертами лица и обнаженным телом. В ее руках часто были предметы, символизирующие очищение, такие как щетки, корзины и пучки трав. Ее образ часто сочетал в себе элементы материнства и женственности с аспектами очищения и искупления. На многих изображениях возле её носа присутствует вставка в виде полумесяца, что является её отличительным признаком. Иногда богиня изображалась с метлой, которой символически выметались человеческие грехи и грязь. Тласолтеотль была связана с богами материнства и рождаемости, такими как богиня Шочикецаль. Эта связь подчеркивала ее роль в исцелении и восстановлении жизненной силы. Подводя итог, следует заметить, что Тласолтеотль является одним из самых важных мифологических символов ацтекской культуры, и ее образ продолжал оставаться значимым у мексиканского народа даже после колонизации.