Великие Скульпторы Эпохи Возрождения
Слово ренессанс имеет французское происхождение и переводится как «возрождение». Это временной отрезок, охватывающий период с 14 по 17 век. Название хорошо подходит для этого периода, поскольку это один из самых важных моментов в истории человечества. В эпоху Возрождения человечество воскрешало квинтэссенцию классического периода во всех эпохах жизни, — науки, политики, экономики и, прежде всего, искусства. В этой статье вас ждут Великие Скульпторы Эпохи Возрождения.
Великие Скульпторы Эпохи Возрождения. Лоренцо Гиберти (1378-1455)
Начало ренессансной скульптуры как вида искусства ознаменовано вводом в эксплуатацию двух дверей баптистерия во Флоренции. Художником, которому была поручена эта работа, был местный металлург Лоренцо Гиберти. Гиберти выиграл конкурс на создание первой двери, выполненной из бронзы, которая должна была заменить существующую деревянную дверь.
Успех первой работы Гиберти привёл к тому, что Гильдия флорентийских купцов поручила ему создать второй набор дверей, которые, как известно, называются «Вратами Рая». Гиберти теперь был независимым мастером и, в отличие от своей работы над первой дверью, которая заняла около двадцати четырёх лет, со второй работой он уже проявлял значительную свободу. Купеческая гильдия была первой, кто полностью принял это изменение в отношениях клиента и художника, что оказалось важным поворотным моментом для будущего искусства.
Для «врат рая» Гиберти сократил количество сцен с 28 — на первом наборе дверей — до десяти. «Врата Рая» представляют собой двери, поделенные на квадраты, каждый из которых имеет рельефное изображение фигур из Ветхого Завета. Начиная с верхнего левого угла, это Адам и Ева, Ной, Исаак, Моисей и Давид. На правой двери находятся Каин и Авель, Авраам, Иосиф, Иисус Навин и Соломон. Эти панели обрамлены фигурами пророков, расположенными в вертикальном расположении, они чередуются с небольшими бюстами и выглядят почти как трёхмерные скульптуры.
Великие Скульпторы Эпохи Возрождения. Андреа дель Верроккьо (1435-1488)
Андреа дель Верроккьо был очень восхищён знаменитой семьёй Медичи, которая оказала огромное влияние на город Флоренцию. Он имел свою собственную мастерскую и был очень талантливым, молодой Леонардо да Винчи был одним из его многочисленных учеников.
Бронзовая статуя Иисуса и сомневающийся Фома (1465-1483) была сделана для размещения возле церкви Орсанмикеле. Скульптурная композиция называется «Христос и Святой Фома» Скульптура была радикальной в своём выражении движения и жеста.
Иисус стоит в нише с открытым плащом, открывающим рану в боку, его правая рука поднята, добавляя ещё больше движения статуе. Правая нога Фомы находится вне ниши, обращённой от неё, его тело находится в извилистом движении, а лицо повёрнуто к Иисусу. Как-будто все действия происходят в дверном проёме, фигура Фомы находится вне ниши.
Подобное размещение фигур скульптуры в композиции выходит из более ранней традиции фигур, формально стоящих в пределах ниши, и является напоминанием о том, как Верроккьо управлял человеческим телом в своих произведениях. Скульптура «Христос и Святой Фома» была помещена во внешнюю нишу церкви Орсанмикеле в 1483 году. Позже заменена копией. В настоящее время оригинал находится в музее Орсанмикеле.
Великолепная статуя Бартоломео Коллеони, венецианского генерала, иллюстрирует великое положение, занимаемое Верроккьо. Его слава была настолько велика, что соперничающий город Венеция поручил ему (флорентийцу) изготовить эту конную статую.
Великие Скульпторы Эпохи Возрождения. Лука Делла Роббиа (1399-1482)
Лука Делла Роббиа родился во Флоренции, в семье члена гильдии шерстяных рабочих. Лука начал свою карьеру, работая с мрамором и бронзой, но запомнился в основном своими терракотовыми рельефами с красочной глазурью. Он обучался своему мастерству у Леонардо ди Сер Джованни и работал вместе с Гиберти над его знаменитыми дверями флорентийского баптистерия.
Луку Делла Роббиа называют изобретателем майолики — глазурованной расписной керамики. Возможно, одной из самых важных работ Луки из мрамора является «Гробница епископа Беноццо Федериги», выполненная в 1454-1456 годах. Находится в церкви Санта-Тринита во Флоренции.
Хотя дата дебютной работы Делла Роббиа в цветной глазурованной терракоте неизвестна, он продемонстрировал отличное владение данной средой, что обеспечило ему две основные работы для флорентийского собора: композицию «Воскресение» (1445) и «Вознесение Христа» (1446). Ему удалось создать блестящую полированную поверхность, способную великолепно отражать свет и цвет, что отлично подходило для архитектурной скульптуры.
Работая со многими помощниками, в том числе и с членами своей семьи, Лука создал ряд декоративных рельефов и алтарных изделий. Одним из лучших примеров является эмалированный терракотовый потолок часовни кардинала Португалии в Сан-Миниато, во Флоренции, который был создан в 1466 году. В 1471 году Лука был избран президентом Флорентийской гильдии скульпторов, но из-за возраста и болезней отказался от этой должности. Это показывает очень высокое уважение, которым он пользовался у своих современников. Лука стал выдающимся мастером Раннего Возрождения, он открыл свою собственную высокопроизводительную мастерскую, которая продолжала действовать после его смерти в 1482 году.
Великие Скульпторы Эпохи Возрождения. Никколо дель Арка (1434-1494)
Никколо дель Арка — великий итальянский скульптор эпохи Возрождения, наиболее известный своей изысканно выполненной терракотовой композицией «Плач о Христе» (1462 год). Первоначально созданный для Санта-Мария-делла-Вита в Болонье, он теперь находится в Национальной пинакотеке (музее) города.
Группа из шести разных фигур в натуральный человеческий рост стоят вокруг тела мёртвого Иисуса Христа и плачут. Драматичная сцена, выражение горя и муки фигур усиливается реалистичным деталями лица. Мастер великолепно смог передать эмоции этой сцены. Группа необычна в своём эмоциональном стремительном движении, типичном для двух женщин справа, их жесты контрастируют с более безмятежными плакальщицами в центре и слева от скульптуры.
Помимо этой, были и другие важные и интересные работы Никколо дель Арка, которые включают в себя терракотовый бюст святого Доминика (1474), мраморную статую Святого Иоанна Крестителя и терракотовую фигуру Святой Моники (1478)
Великие Скульпторы Эпохи Возрождения. Донателло (1386-1466)
Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный как Донателло, считается легендарным итальянским скульптором, самым влиятельным скульптором своего времени. Так же, как Микеланджело был величайшим скульптором 16-го века, а Бернини — величайшим из 17-го, Донателло, несомненно, был мастером 15-го века.
Его мраморная статуя лысого пророка Аввакума по прозвищу «Цукконе» (1425) чрезвычайно натуралистична и примечательна, так как её предназначали для размещения в нише Кампанилы Флорентийского кафедрального собора. Эта статуя известна своим реализмом, которая отличалась от большинства скульптур, заказываемых в то время. Даже ходят слухи, что статуя Цикконе была любимой фигурой Донателло, и он клялся фигурой «верой, которую я вкладываю в моего цукконе».
Донателло работал с различными материалами: камнем, бронзой, деревом, глиной, штукатуркой и воском. У него было несколько помощников. Сам он тоже помогал другим скульпторам в создании их работ. Например, в 1405 году оказал помощь своему коллеге Лоренцо Гиберти, с его знаменитой северной дверью баптистерия Флорентийского собора, за что был отблагодарён деньгами. Помимо прочего, Донателло часто путешествовал по другим городам, делился своим опытом и работал на заказах.
Бронзовая статуя молодого Давида — одна из самых революционных и неоднозначных работ эпохи Возрождения. Странно тревожная фигура женоподобного юноши в причудливой шляпе и сапогах, который держит меч и стоит на голове убитого Голиафа, также является скульптурным шедевром высочайшего качества. Сегодня эта статуя находится в музее Барджелло, является его самой известной работой и первой отдельно стоящей обнажённой скульптурой, созданной в древности.