Зачем Самураи Делали Харакири?
Ужасный ритуал харакири неоднократно описывался в бесчисленных японских СМИ и исторических источниках. Пришло время разобраться в тонкостях этого странного обычая и в том, как он влияет на японское общество сегодня, а также понять, зачем самураи делали харакири.
Известно, что самураи Японии считали смерть предпочтительнее бесчестия. Это убеждение наиболее остро проявилось в хорошо известной практике харакири, или сеппуку: формальное самоубийства путём вскрытия живота. Это слово буквально переводится как «разрезание живота». Как можно себе представить, это очень мучительный и кровавый способ умереть. Так почему же самураи подвергали себя этому страшному испытанию? И насколько это актуально сегодня?
Прежде чем мы продолжим, нам необходимо разобраться, чем отличается сеппуку от харакири. Харакири — это вовсе не «вульгарное» слово для обозначения сеппуку. Оба этих понятия в японском языке пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Понятие «харакири» используется японцами чаще всего в разговорной речи, понятие «сеппуку» используется в официальных письменных документах.
Другая интерпретация различий заключается в том, что сеппуку относится к полному ритуалу, тогда как харакири — это упрощённый акт.
Зачем Самураи Делали Харакири? Самурайский ритуал
Практика харакири имеет много разных деталей, но несколько элементов являются общими для всех версий ритуала. У самурая, намеревающегося покончить с собой, были заранее установлены время и дата проведения ритуала, чтобы была возможность к нему подготовиться. На землю клали кусок шёлка, на который самурай опускался на колени в позе сэйдза (поджатые под себя ноги, согнутые в коленях), а перед ним ставили танто (специальный нож для харакири). Танто был коротким кинжалом, который носили вместе с катаной и вакидзаси.
Самурай сочинял предсмертную поэму, чтобы записать её для потомков. Затем он расстёгивал лацканы своего кимоно, обнажая живот, хватал меч для сеппуку за лезвие и вонзал его в живот острием вверх.
То, как протекало харакири далее, зависело от стойкости самурая. Он должен был стойко терпеть агонию как можно дольше, не теряя самообладания. Когда агония становилась невыносимой, кайсяку, специальный помощник, делал надрез на шее острым как лезвие бритвы мечом, чтобы почти обезглавить самурая. Почему «почти»? Потому что помощник должен был контролировать свои действия так, чтобы надрез доходил только до определённого места, а почти отрубленная голова не пролила кровь на землю. В синтоистских верованиях любая часть земли, которая была окроплена кровью, считалась нечистой.
Если после первого удара не происходило обезглавливания, то самурай-помощник своим ритуальным ножом для сеппуку делал второй надрез поперёк живота и вертикальный разрез до сердца. Быть кайшакунином (помощником при проведении сеппуку) считалось серьёзной ответственностью. Неспособность выполнить свои обязанности должным образом считалось большим позором, в некоторых случаях ему приказывали совершить сеппуку.
Зачем Самураи Делали Харакири? Причины харакири
Наиболее известной причиной (по крайней мере, в художественной литературе), из-за которой японцы делали харакири, было искупление постыдного поступка. Это не значит, что самурай убил бы себя за любой незначительный поступок. Это должно было быть что-то значительное, что иначе никак нельзя было исправить. Он также должен был получить определённое разрешение на проведение ритуала сеппуку у власти, такой как даймё или сёгун. Совершение харакири без разрешения считалось бесчестным и, согласно буддийским верованиям, могло привести к перевоплощению духа в более низкий статус. Исключение делалось только, когда самурай находился на поле боя, при неминуемой угрозе быть захваченным врагом.
Другой наиболее известной причиной, по которой самурай мог совершить этот акт, была смертная казнь. Войну, который совершил серьёзный проступок, проиграл важную битву или иным образом подвёл своего даймё, может быть приказано совершить харакири в качестве искупления.
Это крайняя мера по любым стандартам, но не будем забывать, что японцы в основном были буддистами. Понятия жизни и смерти у них рассматривались и рассматриваются иначе, чем во многих западных системах морали. Вера в реинкарнацию также повлияла на принятие внезапной смерти как просто начало ещё одной части жизни.
Наконец, сеппуку использовалось как форма казни. Тюремщики держали осуждённого под строгой охраной, и во время ритуала ему давали бумажный веер, а не кинжал. Когда он касался веера, кайшакунин наносил удар.
Зачем Самураи Делали Харакири? Женщины и дети
Известно, что женщины также совершали ритуал сеппуку, но они делали это не так, как мужчины. Акт был неправильно назван дзигай, это произошло из-за неправильного перевода писателя Лафкадио Херна. Дзигай — это аналог сеппуку, но при нём происходило перерезание горла. В Японии нет определения женщины-самурая, определение «самурай» относится только к мужчинам. Поэтому к женщинам будет уместнее применять термин «бугэйси» или «онна бугэйси» (женщина-войн). Женщина становилась на колени, связывала ноги вместе и перерезала себе горло.
Даже подросткам и детям можно было приказать совершить харакири. Феодальная японская культура действовала в соответствии с менталитетом «грехи отца», то есть за какое-то серьёзное преступления самурая, вполне могла пострадать вся его семья. Особо вопиющие нарушения иногда приводили к казни целой семьи.
Зачем Самураи Делали Харакири? Почему делали сеппуку именно таким образом
Мы рассмотрели причины, по которым чаще всего совершались харакири, но какой символизм стоит за этими действиями? Почему делали харакири именно таким ужасным методом? Одной из самых почитаемых добродетелей в японском обществе и, соответственно, в бусидо (свод правил самурая), был стоицизм перед лицом невзгод и болью. Демонстрируя стойкость и самообладание, самурай мог вернуть утраченную честь в свои последние минуты жизни.
Целью был живот, потому что считалось, что душа находится в хара (живот) или желудке. Прокалывание живота считалось самым быстрым способом освободить душу, чтобы она могла перевоплотиться в новое тело. Кроме того, рассечение живота само по себе не было смертельным ударом. Хотя это, безусловно, смертельно из-за внутреннего сепсиса и кровопотери, и это не будет быстрой смертью, подобающей самураю.
Зачем Самураи Делали Харакири? Краткая история ритуала харакири
Обычай сеппуку возник в период Хэйан (с 794 по 1185 год). Первый известный случай произошёл после битвы при Удзи в 1180 году, когда военноначальник Минамото-но Ёримаса покончил с собой, чтобы избежать пыток от рук своих врагов. Большинство побеждённых самураев, если бы их не убили сразу, пошли бы этим путём. Сеппуку в данном случае считалось милосердием в контексте поля битвы, определённым шансом для самураев умереть на своих условиях, если битве не суждено было сложиться в их пользу.
Позже каста самураев стала более многочисленной и более вовлечённой в правительство. От самураев ожидали, что они будут действовать в соответствии с бусидо (кодекс самураев) за пределами поля битвы, и сеппуку тогда использовалось больше как средство искупления чести, если самурай не выполнит свой долг в мирное время.
Зачем Самураи Делали Харакири? Современные примеры сеппуку
12 марта 1868 года корабль французских моряков причалил к берегу в Сакаи, порту недалеко от Осаки в префектуре Тоса. Пока моряки были на берегу, они употребляли алкоголь и вели себя по-хамски по отношению к жителям города. Один матрос взял знамя у самурая Тоса. Между небольшой группой моряков и местными самураями вспыхнула драка, приведшая к дипломатическому скандалу.
Японцам было приказано совершить сеппуку, а французский капитан, под началом которого служили моряки, был приглашён посмотреть на ритуал, чтобы убедиться, что он был выполнен по всем канонам. Шестнадцать воинов вместе с командиром гарнизона должны были покончить с собой. Французский капитан, увидев обряд сеппуку, в ужасе попросил остановить его, а оставшихся самураев пощадить.
Этот инцидент, наряду с общей модернизацией японского общества, привёл к тому, что обряд харакири был объявлен вне закона как средство наказания. Во время Второй мировой войны в Императорской Японии было несколько офицеров, которые покончили с собой традиционным самурайским способом, например, Такидзиро Ониси, адмирал, разработавший тактику камикадзе. Вместо традиционного предсмертного стихотворения он написал письмо с раскаянием в адрес 4000 пилотов, которые погибли, намеренно врезавшись на своих самолётах во вражеские суда. Ониси, при проведения обряда сеппуку, отказался от кайсяку (помощника), и умер после 12-часовой агонии, показав невероятную стойкость.
Другим примечательным примером сеппуку в наше время был случай с Юкио Мисимой, бескомпромиссным националистом, который чувствовал, что японские военные и общество стали слабыми после окончания Второй мировой войны. В 1970 году он ворвался в штаб-квартиру японских сил самообороны и совершил харакири после неудачной попытки склонить их к государственному перевороту, для возобновления политической власти императора.
Зачем Самураи Делали Харакири. Самоубийства в современной Японии
К сожалению, Япония считается страной с одним из самых высоких показателей самоубийств в мире. Хотя люди не часто совершают обряд сеппуку в соответствии с самурайским ритуалом, всё ещё существует укоренившаяся культура стыда, нацеленная на тех, кто не оправдывает возложенные на них ожидания семьи или общества. Неспособность поступить в хороший университет или найти работу, способную прокормить семью, являются основными источниками стыда в японской культуре. Японец всегда обязан придерживаться определённого общественного стандарта жизни. Известно, что пожилые люди в Японии, которые в силу разных обстоятельств не чувствуют себя способными вносить свой вклад в общество и быть полезными, скорее покончат с жизнью, чем станут бременем для своих близких.
Японское общество в основном придерживается подхода «улыбайся и терпи» к проблемам психического здоровья, таким как депрессия или сильный стресс. Посещение психотерапевта или даже упоминание о психическом заболевании считается табу в Японии, но, к счастью, со сменой поколений, эта проблема становится всё менее актуальна. Правительство страны также предпринимает шаги по ограничению распространённости самоубийств. Например, в Аокигахаре, так называемом «Лесу самоубийц», у каждого начала тропы установлены специальные указатели. Эти таблички содержат сообщение, которые по замыслу, должны препятствовать потенциальным самоубийцам. В них указана контактная информация телефонов горячих линий по охране психического здоровья, и просьба задуматься о том, какое влияние их смерть окажет на семью и друзей.
На табличке написано:
Ваша жизнь является бесценным даром от ваших родителей.
Подумайте о них и о вашей семье.
Вы не должны страдать в одиночку.
Позвоните нам 22-0110