Жизнь и Картины Караваджо

Жизнь и Картины Караваджо

Жизнь и Картины Караваджо

Необычайная интенсивность картин Караваджо соответствовала его бурному образу жизни. Несмотря на свой очень вспыльчивый характер, участие в нескольких убийствах и прочих неприятностях с законом, он создавал невероятно яркие, новаторские картины и был первым человеком, который начал использовать драматическое освещение и изображать религиозных деятелей в современной одежде. Он работал с натуры и никогда не использовал подготовительных эскизов, а лучи света располагал так, чтобы сосредоточить внимание на определённых элементах изображения, противопоставляя хорошо освещённые участки тёмным местам холста. Это стало фирменным индивидуальным стилем искусства Караваджо, и его современники повсеместно подражали ему. Караваджо прожил достаточно короткую жизнь, дожив всего до 38 лет, несмотря на это, ему удалось оказать глубокое влияние на художников своего поколения, а также на более поздние направления искусства.

Жизнь и Картины Караваджо. Детство

Микеланджело Меризи да Караваджо родился в итальянском городе Милане 29 сентября 1571 года. Будущий художник рос между небольшим тихим городком Караваджо и шумным Миланом, где трудился его отец каменщиком. Микеланджело рос в бедной семье, мама еле успевала приглядывать ещё за четырьмя детьми. Однако низкий социальный статус семьи никак не мешал им иметь хорошие связи с миланской знатью, которая в будущем очень сильно поможет Караваджо, когда он будет вынужден скрываться от закона. В 1576 году в Милане произошла вспышка бубонной чумы, что вынудило семью переехать жить в сельскую местность Караваджо. Микеланджело было всего 5 лет, когда он стал свидетелем смерти своих самых близких людей: от чумы умерли его бабушка, дедушка и дядя.

В 1584 году умирает мать Караваджо, что становится для него огромным потрясением, уже тогда он начал проходить обучение у известного художника Симоне Петерцано искусству живописи. Будущий художник уже пробует себя в написании картин, но, к сожалению, эти работы не дошли до наших дней. Микеланджело решает навсегда покинуть маленький провинциальный городок и всецело посвятить себя изучению портретной живописи.

Жизнь и Картины Караваджо. Начало взрослой жизни

Именно работая у Джузеппе Чезари, Караваджо начал рисовать цветы и фрукты, что дало ему необыкновенный опыт, он научился обращать внимание на мелкие детали и нюансы натюрмортов, это дало отражение в его более поздних работах в виде насыщенного изображения фруктов и природы. В те времена, как, впрочем, и сегодня, было очень важно иметь хорошие связи с властью и элитами. Кардинал Франческо Мария дель Монте становится одним из самых важных первых покровителей Караваджо. Помимо Микеланджело Меризи он также покровительствовал и другим известным художникам, например, Тициану и Леонарду да Винчи. В это время художник предается изучению работ Джорджо Вазари, и использует его тексты в качестве вдохновения для своих последующих нескольких картин.

На самом деле, о жизни Караваджо крайне мало достоверной информации, и вся она собрана буквально по кусочкам из различных судебных и муниципальных отчётов, а также других сохранившихся документов. Милан того времени представлял из себя достаточно опасное и жестокое место, а Микеланджело был достаточно вспыльчивым молодым человеком. Караваджо дрался с другими художниками, бросал тарелки с артишоками в официанта и нападал на римских охранников с камнями. Однажды он поругался с римским сутенёром Рануччо Томассони и убил его, после чего пустился в бега.

Жизнь и Картины Караваджо. Бега

Биография Караваджо

В 1592 году Караваджо пытается найти убежище в Неаполе, Мальте и даже Сицилии. Слава художника опережает его поступки, благодаря чему ему даже удаётся вступить в Мальтийский орден в качестве рыцаря, прежде чем его с позором выгонят, узнав о криминальном прошлом. Даже находясь в длительных бегах Микеланджело продолжает работать. В Неаполе он написал картину «Мадонна с чётками», а чуть позже создаёт «Семь деяний милосердия» для церкви Пио Капелла Монте-делла-Мизерикордия. На Мальте Караваджо пишет «Обезглавливание Иоанна Крестителя» для кафедрального собора в Валлетте.

На Мальте художника сажают в тюрьму за неизвестное преступление, но ему удаётся сбежать. Он бежит в Сицилию, где укрывается вместе со своим другом Марио Миннити. Именно в это время художник получает один из своих лучших заказов и создаёт картину «Воскрешение Лазаря», которая во многом вдохновлена событиями из собственной жизни. Эти жанровые и светские работы катапультировали его к художественной славе. Его работы этого периода очень отличительны — он начал рисовать быстрыми мазками и более широко использовал красновато-коричневые оттенки. К этому времени из-за постоянных переживаний, скрывающегося от невидимой руки возмездия, художник превратился в нервную развалину. Боясь каждого незнакомого шороха, он спал только в одежде и с неизменным кинжалом на боку.

Жизнь и Картины Караваджо. Зрелый период

В 1599 году кардинал дель Монте помог Караваджо получить первый крупный церковный заказ — украсить часовни Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчески сценами из жизни святого Матфея. Не успел художник окончить первый заказ, как вскоре появился второй — расписать стены часовни Серази Санта-Мария-дель-Пополо, с чем Микеланджело справился просто великолепно. Эти заказы во многом помогли художнику радикально переосмыслить роль божественных фигур в своём творчестве. Караваджо смог очеловечить божественных личностей, изобразить их обычными людьми, и даже людьми низшего класса. Так живописец критиковал и ниспровергал идеализированные фигуры итальянского Возрождения. Одним из примеров может служить работа «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Эта картина оказала большое влияние на Артемизию Джентилески, которая создала целый ряд картин на ту же тематику.

Картины Караваджо на религиозную тематику воспринимались критиками неоднозначно, их во многом смущал реализм работ и попытка «осовременить» святых личностей. Микеланджело неоднократно сталкивался с отклонением заказов, поскольку заказчики часто видели в его картинах богохульство или непристойные изображения.

  Жизнь и Картины Караваджо. Смерть Караваджо

В 1609 году после долгих скитаний Микеланджело возвращается в Неаполь. Город встречает его прохладно — в одной из потасовок художнику сильно порезали лицо, он был на волосок от гибели. После этого события он остался выздоравливать во дворце своей давней покровительницы Констанцы Колонна. Когда-то, в далёком 1571 году, Констанца вместе со своим мужем маркизом Франческо были свидетелями свадьбы родителей Караваджо. Он провёл во дворце почти 7 месяцев, после чего Микеланджело попытался вернуться в Рим, поскольку получил хорошую весть о том, что один из влиятельных покровителей добился для него папского помилования.

Как только Караваджо прибыл в Рим, его по ошибке посадили в тюрьму на несколько дней. Спустя непродолжительное время после освобождения, 18 июля 1610 года, Караваджо умер от лихорадки в возрасте 38 лет.

Жизнь и Картины Караваджо. Вклад в искусство

Микеланджело Меризи называли образцом стиля позднего маньеризма и предвестником барокко. Несмотря на то, что официально руке художника принадлежит только двадцать одна работа, Караваджо оказал огромное влияние на искусство как своего времени, так и современного. Ещё при жизни Меризи многие итальянские художники подражали его фирменному стилю, а позже это стали делать и за пределами страны. Например, драматические световые эффекты Караваджо использовали такие художники как Рембрандт и Диего Веласкес. У подражателей стиля Караваджо даже появилось название — «караваджисты», которые наполняли свои композиции наработками мастера.

Несмотря на признание при жизни и продолжительное время после смерти, к 18 веку его наследие было уже практически забыто. Современное увлечение его работами связано с усилиями Роберто Лонги, итальянского искусствоведа, который своими многочисленными выставками в Милане смог вернуть внимание общественности к талантливому художнику и закрепить его положение в мире искусства. Такие режиссёры кино как Дэвид Лашапель и Мартин Скорсезе неоднократно упоминали, что Караваджо оказал влияние на создание их фильмов и творческую мотивацию. Сегодня, в двадцать первом веке, Микеланджело Меризи Караваджо считается одним из самых выдающихся мастеров живописи. Выставка, посвящённая работам мастера, которая проходила в Риме в 2010 году, смогла привлечь более 580 000 посетителей.     

Жизнь и Картины Караваджо. Погребение Христа (1603)

Караваджо - Погребение Христа (1603). Искусство Караваджо

Сцена картины показывает скорбящих людей, несущих тело Христа к месту погребения. На холсте изображён евангелист Иоанн в красном плаще, который поддерживает торс Христа, и Никодим, несущий ноги Христа. Также присутствует обезумевшая от горя Мария Клопская, плачущая Мария Магдалина и склонённая в скорби Дева Мария. Как и во многих других работах Караваджо, фигуры представлены с реализмом, который противоречит их религиозному высокому значению, и это усиливается красными и коричневыми тонами, ещё более сильно подчёркивающие их земную принадлежность. Очень часто именно это ставили критики в укор художнику, им не нравилось, что автор выставляет божественных личностей вполне обычными людьми, всяческими средствами подчёркивая их обычность, но не наоборот.

В этой драматической картине все фигуры выровнены по убыванию от верхнего правого угла до нижнего левого угла. Каждый человек иллюстрирует определённые эмоции. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями Марии Клопской предполагают реакцию неверия в происходящее и своего рода отчаяния. Далее следует плачущая Мария Магдалина, от нас скрыто её лицо; далее следует склонённая и смиренная фигура Девы Марии; за ней Никодин, придерживающий Христа.

Картина была спроектирована так, чтобы висеть над церковным алтарём, а каменная гробница на изображении повторяет внешний вид алтаря. Караваджо таким способом как бы расширяет сцену погребения в пространство молящихся, и фронтальный источник света за пределами картины, кажется, исходит как будто прямо от самого алтаря — божественный свет сверху вселяет надежду в сцену погребения Христа.

Жизнь и Картины Караваджо. Медуза (1597)

Караваджо - Медуза (1597) Караваджо кратко биография и лучшие работы

На этой картине мы видим Медузу Горгону — страшное чудовище из древнегреческого мифа, за место волос которой извиваются змеи и чей гипнотизирующий взгляд превращал зрителей в камень. Медуза была побеждена славным героем Персеем, который обезглавил чудовище, используя острый нож, подаренный ему Гермесом. В этой картине использовалась сложная техника рисования, так как нужно было изобразить выпуклый рисунок на щите. Эту работу у Караваджо заказал кардинал Франческо дель Монте, так как планировал подарить шедевр Фердинанду I Тосканскому.

Художник изображает Медузу в смертельной агонии, испускающую последний вздох, через несколько секунд после рокового момента обезглавливания. Изображение нарисовано на круглом холсте, натянутым на выпуклую деревянную основу, что внешне имитирует форму щита.

Считается, что в качестве модели для изображения Караваджо использовал себя, сделав таким образом автопортрет. Караваджо стремился изображать мир таким, каким он его видит, и для рисования с натуры использовал натуральных змей, обитающих в реке Тибр, чтобы смоделировать извивающихся аспидов Медузы. На изображении зелёный цвет фона сильно контрастирует с красной кровью, брызгающей из отрубленной головы, подчёркивая кровавый и животный характер изображения. На сегодняшний день картина выставлена во Флоренции, в галерее Уффици.

Жизнь и Картины Караваджо. Больной Вакх (1593)

Караваджо - Больной Вакх (1593) Живопись Караваджо

Художник Караваджо написал этот автопортрет в годы работы у Джузеппе Чезари. На холсте очень проработаны мелкие детали и фрукты, что демонстрирует большое влияние наставника. Эта картина считается одним из ранних автопортретов Караваджо, написанных с помощью выпуклого зеркала, с неловкой позой фигуры, как будто специально повёрнутой, чтобы обеспечить более хорошую видимость в зеркальной поверхности.

Искусствовед Роберто Лонги считал, что шедевр был написан сразу после выписки из больницы художника, пострадавшего в ходе инцидента с лягнувшей его лошадью. Вакх был вполне подходящим альтер-эго для художника, поскольку считался божеством вина, растительности, вдохновения и экстаза. Однако портрет отличается от стандартного изображения Вакха, где он чаще всего показывается посреди необузданного праздника. Изображение Караваджо соответствует определённым условностям других работ художника, представляя мифологическое божество в скудном интерьере. Бледность и малоподвижная поза Караваджо наводят на мысль не о божестве в самом расцвете сил, прославляющем виноделие и веселье, но скорее последствия чрезмерного злоупотребления. Листья плюща, обвивающие голову фигуры, начали сохнуть, несколько виноградин в руках сморщиваются, а два сочных абрикоса на переднем плане уже начали выдавать серые пятна гнили.

Сегодня этот холст находится в римской галерее Боргезе.

Жизнь и Картины Караваджо. Призвание апостола Матфея (1600)

Караваджо - Призвание апостола Матфея (1600) Художник Караваджо - лучшие работы мастера

Это изображение стало результатом первого крупного общественного заказа Караваджо, картина была нарисована на боковой стене капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи Франчези. Помимо этого изображения, в церкви присутствуют ещё две картины, изображающие другие сцены из жизни святого Матфея.

На картине показана сцена из Евангелия от Матфея, в котором Христос вместе со святым Петром приглашают Матфея присоединиться к ним в качестве последователя. Люди по-разному идентифицирую Матфея, большинство считают, что это бородатая центральная фигура, поскольку его жест с вытянутым указательным пальцем, направленным на собственную грудь, как будто вопрошает: «Я?». С другой стороны, можно предположить, что бородатый мужчина ошибся, и призыв назначался другому человеку. Некоторые склоняются, что Матфей — этот молодой человек со склонённой головой ближе к концу стола.

Эта картина отлично показывает профессиональное умение Караваджо работать со светом, а также показывают одну из своих композиционных черт: изображать святых в роли совершенно обыкновенных людей. Фигуры вокруг стола одеты как представители среднего класса начала семнадцатого века, Иисус и Пётр тоже одеты достаточно просто, лица реалистичны и не идеализированы. Единственное, что намекает нам на священный контекст сцены, так это слабый золотой ореол над головой Христа, который частично скрыт странным ярким светом. Именно эти детали возмутили критиков, которые обрушились на Караваджо с обвинениями в богохульстве.

Караваджо показывает зрителю открытое окно, намекая, что свет исходит за пределами рамы картины и предлагается как аккомпанемент божественному присутствию Христа и Святого Петра.

Жизнь и Картины Караваджо. Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608)

Караваджо - Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608) Караваджо кратко биография и лучшие работы художника

Этот шедевр Караваджо был написан специально для собора Святого Иоанна, в Валлетте, на Мальте. Данная работа примечательна тем, что является единственным произведением, которое Микеланджело Меризи когда-либо подписывал. Искусствоведы пояснили, что подпись художника означает новый социальный статус Микеланджело как мальтийского рыцаря. Кровавую подпись Караваджо можно воспринимать как некий акт раскаяния, художник признаёт свою вину и причастность к убийству, которое во многом изменило всю его последующую жизнь. Это именно то событие, из-за которого он бежал из Рима.

Работы Караваджо мальтийского периода отличительны тем, что на них фигуры сгруппированы вместе, на картине остаются большие участки пустого или менее населённого пространства. Художник наделяет каждого героя уникальной эмоцией, но лишь единственная фигура, выдающая особенно сильные реакции на изображении, — это старая женщина. Мрак скрывает большую часть её лица в тени, но Микеланджело выделяет её руки, которыми она в ужасе хватается за голову. Её голова, в смятении зажатая между руками, представляет собой эмоциональный путеводитель зрителя по сцене.

Жизнь и Картины Караваджо. Музыканты (1595)

Караваджо - Музыканты (1595) Лучшие картины художника

Это произведение может послужить примером венецианского живописного жанра «концертной» картины, примером другой такой работы может послужить ранняя работа Тициана «Пасторальный концерт» (1510), в которой фигуры исполняли музыку на различных музыкальных инструментах. Картина не очень подходит жанру, бросая вызов его традиционному прочтению — она изображает не концерт, но репетицию, а классическая одежда музыкантов и наличие крылатого купидона с гроздью винограда в верхнем левом углу сигнализирует о символизме, связывающем музыку, любовь и вино.

Складывается стойкое ощущение, что фигуры, заполняющие изображение, были нарисованы отдельно и просто добавлены в композицию. Центрального музыканта искусствоведы идентифицировали как Марио Миннити, одного из приятелей Караваджо, а другая фигура, та, которая обращена к зрителю, вероятней всего, является автопортретом. Музыканты репетируют мадригал, а лютнист в центре увлечён своей музыкой, его влажные глаза и мечтательно-романтическое выражение лица говорят нам о печали и потерянной любви. Скрипка, которую мы видим на переднем плане, указывает на присутствие другого музыканта.

Эта картина была заказана кардиналом дель Монте, который очень любил музыку и всячески поощрял музыкантов. Сегодня эта картина находится в крупнейшем музее мира Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

Жизнь и Картины Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей (1596)

Караваджо - Мальчик, укушенный ящерицей (1596) Жизнь и картины Караваджо

На этой картине изображён маленький мальчик, типаж взъерошенного, кудрявого юноши, достаточно часто встречался во многих ранних светских произведениях Караваджо. После того, как он потянулся к одному из фруктов, ящерица укусила его за палец, от изумления и боли мальчик отшатывается.

В этой картине Караваджо наглядно демонстрирует своё мастерство передавая игру света через различные текстуры. Мальчик как бы существует в сером и невзрачном, неподвластном времени интерьере, с глухими стенами, подчёркнутыми только диагональным источником света, исходящим из верхнего угла, за пределами картины. Благодаря этому, усиливается экспрессия произведения, поскольку подчёркивается обнажённое правое плечо мальчика, слегка приподнятое, когда он отшатывается от испуга; мальчик нахмуривает лоб и открывает рот в изумлённом судорожном вздохе.

Искусствоведы давно спорят о том, кто являлся моделью для этой картины. Моделью мог быть Марио Миннити, один из компаньонов Караваджо. Другая теория, которая нашла больший отклик у критиков и историков, гласит, что это, скорее всего, автопортрет художника. Если присмотреться к положению рук мальчика, то они напоминают руки художника, который держит палитру во время работы. Сегодня эта картина находится в Лондонской национальной галере, в Великобритании.